- •1. Филологический анализ поэтического текста.
- •1. Составление словаря лирического текста
- •2.Тематические (семантические) поля
- •3.Выделить ключевое слово поэтического текста
- •4. Проанализировать изобразительные средства.
- •3. Лексика ограниченного употребления. Изобразительно-выразительные особенности индивидуально-авторских слов.
- •1. Лексические
- •1. В плане диахронии
- •2. В плане синхронии
- •4. Однозначные и многозначные слова. Троп как изобразительно-выразительное средство.
- •5. Фразеология русского языка. Признаки фразеологической единицы
- •7. Стилистическая окраска – функциональный признак фе. Без стилистической функции нет фразеологизма.
- •1. Семантическая классификация фразеологизмов (классификация Виноградова)4
- •2. Структурная кл.
- •3. Грамматичиская кл.
- •4. Стилистическая классификация фе
- •5. Классификация фе по происхождению (генетическая)
- •1. Способы словообразования
- •7.Имя существительное. Грамматические категории.
- •4. Категория числа- словоизменительная категория, выраженная в системе противопоставления рядов форм ед.И мн.Числа.
- •Б) Супплетивизм * человек- люди
- •5. Падеж- категория словоизменительная, выражается в противопоставлении друг другу рядов падежных форм и обозначающая отношение имени к другому слову, словосочет. Или предложению.
- •1 Скл.(1 класс)-
- •2 Скл. (2 класс)-
- •3 Скл. 3 класс-
- •2 Группы:
- •1) Соответствует 1 типу склонения прилагательных.
- •2)Склонение собственных сущ., обычно фамилий.
- •8. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды.
- •1.Собственные и нарицательные (по принципу назыв-я предмета как индивидуального или как представителя целого класса)
- •9. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды.
- •10. Местоимение. Разряды по значению.
- •2 Функции:
- •12. Причастие. Грамматическая характеристика.
- •1. Грамматическая природа причастий. Их значение и образование
- •2. Категория времени причастий.
- •3. Адъективация причастий
- •13. Деепричастие. Грамматическая характеристика.
- •1. О грамматической природе деепричастия.
- •2. Образование деепричастий.
- •3. Употребление деепричастий
- •16. Словосочетание как языковая единица: значение и форма.
- •17 Воп 17Предложение как языковая единица. Грамматические признаки предложения.
- •III Функциональный
- •18. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных.
- •I.Предложения с одним главным членом – сказуемым (Глагольные односоставные предложения)
- •1. Личные
- •2. Внеличные
- •II.Предложения с одним главным членом – подлежащим (Именные односоставные предложения)
- •19. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего.
- •20. Типы сказуемого. Способы выражения.
- •2. Основная часть
- •Осложнение главных членов предложения
- •21. Второстепенные члены предложения.
- •23. Сложноподчиненное предложение (спп). Виды придаточных. (по лекции и.Г. Осетрова)
- •1. Спп с присловной связью
- •2. Спп с соотносительной связью
- •3. Спп с прифразовой связью
- •24. Типы сложного предложения. Общая характеристика.
1. Филологический анализ поэтического текста.
Филологический анализ художественного текста предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и фикциональностью, и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств.
ЦЕЛЬ ФАТА: интерпретация художественного текста.
Предмет анализа – художественный текст
Текст – система знаков, обладающая такими основными свойствами как: связность, отграниченность, цельность. А также: воспринимаемость, намеренность, завершённость, связь с другими текстами, эмотивность (по Николюкиной). По лекции: содержательность, форма, информативность, отграниченность.
ФАТ включает в себя:
лингвистический - начальный этап ФА, задачи (Щерба «Опыты лингвистического толкования стихотворений», 1922г.): определение «тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов РЯ», «разыскание значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и т.п. языковых элементов»… Т.е. Л,А, предполагает комментирование различных языковых единиц (с помощью которых передано эстетическое содержание текста), образующих текст, и рассмотрение их функционирования в системе.
лигнвостилистический (изучение изобразительных средств художественного текста) – это анализ, «при котором рассматривается, как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения».
литературоведческий анализ – анализ идейно-эстетического содержания текста, рассмотрение проблематики, системы образов, жанровой специфики…
Основы ФАТ заложены в трудах: выдающихся лингвистов (Потебни, Винокура, Виноградова и др.) и литературоведов (Бахтина, Томашеского, Жирмунского и др.).
NB:
Имманентный анализ(=внутренне присущий) – анализ, который опирается только на данный текст (не затрагивается биография, исторические сведения, связь с другими текстами т.п.).
БСЭ: Поэзия и проза (поэзия: греч. póiesis, от poiéo — делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa — прямая, простая, от proversa — обращенная вперёд, ср. лат. versus — стих, буквально— повёрнутый назад), два основных типа организации речи художественной.
Различающиеся в первую очередь строением ритма и графическим оформлением (особая роль графики у поэтического текста), в поэзии слово м.иметь большую смысловую нагрузку.
Примерный план анализа поэтического текста
1.Анализ идейно-эстетического содержания текста: Тематика, проблематика
2.Графический анализ
3.Стиховедческий анализ (система стихосложения, ритмическая схема)
4. Звуковая организация
5. Лексическая организация (в т.числе и изобразительно-выразительные средства, морфологич.особенности)
6. Анализ синтаксического уровня организации текста
7. Анализ идейно-эстетического содержания текста: композиционные особенности, образы, мотивы… ИДЕЯ.
ГРАФИЧЕКИЙ АНАЛИЗ:
1.)Формы графики: шрифт, разрядка (разбивка), заглавные и строчные буквы, дефисация (например: кто-о-о-о – дефис усиливает расстояние), индивидуально-авторские знаки (напр.: многоточие в начале как у Бродского «Бегство в Египет»).
2) Средства поэтической графики:
Акростих (греч. ακροστιχοζ, букв. — краестишие) — стихотворение, в к-ром нач. буквы (иногда — слоги или слова) каждого стиха при чтении сверху вниз (реже — снизу вверх) образуют слово или фразу (обычно — имя автора или адресата). Если А. ориентирован на прочтение средних букв (слов), его называют "мезостихом", конечных — "телестихом". Виды по фукциям: а.-посящение, а.-ключ (идея ХП).
Палиндром — букв. перевертень (от греч. παλινδρομέω — бежать назад, возвращаться) — слово, фраза или стих, к-рые могут читаться (по буквам или по словам, редко — по звукам) слева направо и справа налево, сохраняя тождеств. смысл. В основе зеркальное отражение (Типы: буквенный, словесный, фразовый, стиховой).
Фигурные стихи - графические стихи, также стихографика и каллиграмма, стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета.
Например, стихотворение В. Брюсова в форме треугольной пирамиды: Я еле качая верёвки, Эта игра отлично способствует развитию воображения и ассоциативного мышления, заставляя работать правое полушарие мозга.
Звуковая организация (анализ фонетического уровня текста)
Один из самых употребительных терминов при описании фонетического уровня текста — звукопись. Синонимы: Самый широкий из них — фоника, звуковая организация стихотворной речи. Да и у самого слова «звукопись» есть и широкое, и узкое значение. В первом случае имеется в виду семантическая усложненность звуковой организации стихотворной речи. Во втором случае речь идет о «соответствии фонетического состава фразы изображенной картине» Но каким бы термином мы ни пользовались, подразумевается одно и то же: система звуковых повторов в стихотворной речи, т.е.повторение групп одинаковых или похожих звуков.
Если повторяются согласные звуки, то такие повторы называются аллитерациями, если гласные — ассонансами.
К вопросу о семантика звуков: О самостоятельном значении отдельных звуков размышляли русские поэты Серебряного века. К.Бальмонт в книге «Поэзия как волшебство» давал гласным и согласным звукам многообразные эмоциональные характеристики: «Гласные это женщины, согласные это мужчины <ѕ> Хоть властительны согласные, и распоряжаются они, считая себя настоящими хозяевами слова, не на согласной, а на гласной бывает ударение в каждом слове». Главным гласным звуком Бальмонт называет А, главным согласным — М. «А — первый звук, произносимый человеком, что под влиянием паралича теряет дар речи. А — первый основной звук раскрытого человеческого рта, как М — закрытого. М — мучительный звук глухонемого, стон сдержанной скомканной муки, А — вопль крайнего терзания истязаемого. Два первоначала в одном слове, повторяющемся чуть ли не у всех народов — Мама. Два первоначала в латинском amo — Люблю…
Самый наглядный тип связи звукового состава стиха с его смыслом — звукоподражание.
Обычно вспоминается строка из Сумарокова, воспроизводящая кваканье лягушек:
О как, как нам к вам, к вам, боги, не гласитьѕ
Разновидностью лейтмотивной звукописи является анаграммирование: «прием подбора слов текста в зависимости от состава ключевого слова». Гипотеза об анаграммировании была выдвинута в 1906—1909 гг. Фердинандом де Соссюром на материале древних поэтических текстов.
При анализе звуковых повторов нельзя обойти вниманием явление паронимии – сближение разнокоренных, но сходных по звучанию слов, имеющих хотя бы два общих корневых звука. Эти слова не связаны между собой в естественном языке, но в тексте они могут вступать в сложные взаимодействия.
Как и рифма, паронимические звуковые повторы непосредственно ведут от анализа фонетики стихотворения к анализу его лексики.
Рифма — созвучия концов стихотворных строк или полустиший.
Рифменные звуковые повторы имеют и фоническое, и ритмико-композиционное значение в тексте. Рифмы различаются:
по месту ударения:
мужские — с ударением на последнем слоге (мечты — черты);
женские — с ударением на втором слоге отконца (запели — свирели);
дактилические — на третьем слоге отконца (единственный — таинственный); гипердактилические — далее, чем на третьем слоге от конца (вздрагивая — протягивая),
по звуковому составу:
точные — с совпадением ударных гласных и всех последующих звуков (преданья — мечтанья)
неточные (приблизительные) (раскосые — роскошные);
по расположению в строфе (по способу рифмовки):
перекрестная (abab),
кольцевая (опоясывающая, охватная) (abba),
смежная (парная) (aabb)
а также разновидности терцетных, входящих в трехстишия (abb, aab, ababcbcdc) и т.д.
По определению В.М.Жирмунского, «рифма выступает в своей двоякой обусловленности национальным языком и основанной на ней традицией национальной поэзии как один из существенных элементов художественного стиля в системе выразительных средств поэтического произведения».
+ при анализе ф.ур. используется построение вокалическорй решетки, направленной на выявление системы ударных гласных в поэтическом тексте (например, в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» ассонансная основа).
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТЕКСТА