Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
GOS_shpory_po_russkomu_1 (1).doc
Скачиваний:
122
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
572.42 Кб
Скачать

1. Филологический анализ поэтического текста.

Филологический анализ художественного текста предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и фикциональностью, и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств.

ЦЕЛЬ ФАТА: интерпретация художественного текста.

Предмет анализа – художественный текст

Текст – система знаков, обладающая такими основными свойствами как: связность, отграниченность, цельность. А также: воспринимаемость, намеренность, завершённость, связь с другими текстами, эмотивность (по Николюкиной). По лекции: содержательность, форма, информативность, отграниченность.

ФАТ включает в себя:

лингвистический - начальный этап ФА, задачи (Щерба «Опыты лингвистического толкования стихотворений», 1922г.): определение «тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов РЯ», «разыскание значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и т.п. языковых элементов»… Т.е. Л,А, предполагает комментирование различных языковых единиц (с помощью которых передано эстетическое содержание текста), образующих текст, и рассмотрение их функционирования в системе.

лигнвостилистический (изучение изобразительных средств художественного текста) – это анализ, «при котором рассматривается, как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения».

литературоведческий анализ – анализ идейно-эстетического содержания текста, рассмотрение проблематики, системы образов, жанровой специфики…

Основы ФАТ заложены в трудах: выдающихся лингвистов (Потебни, Винокура, Виноградова и др.) и литературоведов (Бахтина, Томашеского, Жирмунского и др.).

NB:

Имманентный анализ(=внутренне присущий) – анализ, который опирается только на данный текст (не затрагивается биография, исторические сведения, связь с другими текстами т.п.).

БСЭ: Поэзия и проза (поэзия: греч. póiesis, от poiéo — делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa — прямая, простая, от proversa — обращенная вперёд, ср. лат. versus — стих, буквально— повёрнутый назад), два основных типа организации речи художественной.

Различающиеся в первую очередь строением ритма и графическим оформлением (особая роль графики у поэтического текста), в поэзии слово м.иметь большую смысловую нагрузку.

Примерный план анализа поэтического текста

1.Анализ идейно-эстетического содержания текста: Тематика, проблематика

2.Графический анализ

3.Стиховедческий анализ (система стихосложения, ритмическая схема)

4. Звуковая организация

5. Лексическая организация (в т.числе и изобразительно-выразительные средства, морфологич.особенности)

6. Анализ синтаксического уровня организации текста

7. Анализ идейно-эстетического содержания текста: композиционные особенности, образы, мотивы… ИДЕЯ.

ГРАФИЧЕКИЙ АНАЛИЗ:

1.)Формы графики: шрифт, разрядка (разбивка), заглавные и строчные буквы, дефисация (например: кто-о-о-о – дефис усиливает расстояние), индивидуально-авторские знаки (напр.: многоточие в начале как у Бродского «Бегство в Египет»).

2) Средства поэтической графики:

Акростих (греч. ακροστιχοζ, букв. — краестишие) — стихотворение, в к-ром нач. буквы (иногда — слоги или слова) каждого стиха при чтении сверху вниз (реже — снизу вверх) образуют слово или фразу (обычно — имя автора или адресата). Если А. ориентирован на прочтение средних букв (слов), его называют "мезостихом", конечных — "телестихом". Виды по фукциям: а.-посящение, а.-ключ (идея ХП).

Палиндром — букв. перевертень (от греч. παλινδρομέω — бежать назад, возвращаться) — слово, фраза или стих, к-рые могут читаться (по буквам или по словам, редко — по звукам) слева направо и справа налево, сохраняя тождеств. смысл. В основе зеркальное отражение (Типы: буквенный, словесный, фразовый, стиховой).

Фигурные стихи - графические стихи, также стихографика и каллиграмма,  стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета.

Например, стихотворение В. Брюсова в форме треугольной пирамиды: Я еле качая верёвки, Эта игра отлично способствует развитию воображения и ассоциативного мышления, заставляя работать правое полушарие мозга.

Звуковая организация (анализ фонетического уровня текста)

Один из самых употребительных терминов при описании фонетического уровня текста — звукопись. Синонимы: Самый широкий из них — фоника, звуковая организация стихотворной речи. Да и у самого слова «звукопись» есть и широкое, и узкое значение. В первом случае имеется в виду семантическая усложненность звуковой организации стихотворной речи. Во втором случае речь идет о «соответствии фонетического состава фразы изображенной картине» Но каким бы термином мы ни пользовались, подразумевается одно и то же: система звуковых повторов в стихотворной речи, т.е.повторение групп одинаковых или похожих звуков.

Если повторяются согласные звуки, то такие повторы называются аллитерациями, если гласные — ассонансами.

К вопросу о семантика звуков: О самостоятельном значении отдельных звуков размышляли русские поэты Серебряного века. К.Бальмонт в книге «Поэзия как волшебство» давал гласным и согласным звукам многообразные эмоциональные характеристики: «Гласные это женщины, согласные это мужчины <ѕ> Хоть властительны согласные, и распоряжаются они, считая себя настоящими хозяевами слова, не на согласной, а на гласной бывает ударение в каждом слове». Главным гласным звуком Бальмонт называет А, главным согласным — М. «А — первый звук, произносимый человеком, что под влиянием паралича теряет дар речи. А — первый основной звук раскрытого человеческого рта, как М — закрытого. М — мучительный звук глухонемого, стон сдержанной скомканной муки, А — вопль крайнего терзания истязаемого. Два первоначала в одном слове, повторяющемся чуть ли не у всех народов — Мама. Два первоначала в латинском amo — Люблю…

Самый наглядный тип связи звукового состава стиха с его смыслом — звукоподражание.

Обычно вспоминается строка из Сумарокова, воспроизводящая кваканье лягушек:

О как, как нам к вам, к вам, боги, не гласитьѕ

Разновидностью лейтмотивной звукописи является анаграммирование: «прием подбора слов текста в зависимости от состава ключевого слова». Гипотеза об анаграммировании была выдвинута в 1906—1909 гг. Фердинандом де Соссюром на материале древних поэтических текстов.

При анализе звуковых повторов нельзя обойти вниманием явление паронимиисближение разнокоренных, но сходных по звучанию слов, имеющих хотя бы два общих корневых звука. Эти слова не связаны между собой в естественном языке, но в тексте они могут вступать в сложные взаимодействия.

Как и рифма, паронимические звуковые повторы непосредственно ведут от анализа фонетики стихотворения к анализу его лексики.

Рифмасозвучия концов стихотворных строк или полустиший.

Рифменные звуковые повторы имеют и фоническое, и ритмико-композиционное значение в тексте. Рифмы различаются:

по месту ударения:

мужские — с ударением на последнем слоге (мечты — черты);

женские — с ударением на втором слоге отконца (запели — свирели);

дактилические — на третьем слоге отконца (единственный — таинственный); гипердактилические — далее, чем на третьем слоге от конца (вздрагивая — протягивая),

по звуковому составу:

точные — с совпадением ударных гласных и всех последующих звуков (преданья — мечтанья)

неточные (приблизительные) (раскосые — роскошные);

по расположению в строфе (по способу рифмовки):

перекрестная (abab),

кольцевая (опоясывающая, охватная) (abba),

смежная (парная) (aabb)

а также разновидности терцетных, входящих в трехстишия (abb, aab, ababcbcdc) и т.д.

По определению В.М.Жирмунского, «рифма выступает в своей двоякой обусловленности национальным языком и основанной на ней традицией национальной поэзии как один из существенных элементов художественного стиля в системе выразительных средств поэтического произведения».

+ при анализе ф.ур. используется построение вокалическорй решетки, направленной на выявление системы ударных гласных в поэтическом тексте (например, в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» ассонансная основа).

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТЕКСТА

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]