Суббота, 23.09.2017, 16:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Инновации » Методы работы [ Добавить материал ]

Пути и приемы анализа на уроках литературы.
21.05.2016, 20:52

Пути и приемы

           Анализ литературного произведения в школе представляет собой эволюционирующее, динамическое явление, испытывающие воздействие многочисленных факторов, где влияние с точки зрения исторической перспективы имело кратковременный или постоянный характер.

           Менялись ценностные ориентации эпох, внедрялись в школу при помощи тех или иных типов анализа: 1. идеал гармонического устойчивого миропорядка упоминался в сознании учащихся вместе с риторическим анализом ценностей античной классики (до 30 г. 19 века), 2. идеал положительного знания в купе с принципом элитарности реализовался на основе научного филологического анализа (1 половина 19 века), 3. идеал человека-гражданина, общественного деяния делает его центром преподавания литературы, тип анализа, позволяющий критиковать общественное зло (2 половина 19 века).

           Пути анализа: - композиционный, - пообразный, - проблемный, - системный.

           Приемы анализа: - анализ композиции, - анализ стиля, - анализ творческой истории, - инсценирование, - составление киносценария, - претворение произведения в других видах искусства, - прием устного словесного рисования, - выразительное чтение текста.

           В качестве основных принципов школьного анализа выступают следующие:

-объективность анализа,

- изучение исторического контекста,

- принцип целостности или взаимосвязь и взаимообусловленности в их компонентов произведения,

- принцип содержательности формы,

- учет жанрово-родовой специфики произведения,

- обращение и сценичность истории,

- учет психолого-возрастных особенностей школьников и уровня их литературного развития,

- ориентированность на развитие разных сторон, личности читателя (воспитания, эмоциональности мира, нравственных представлений, усовершенствований, читательского вкуса, развитие творческого воображения и выработка эстетических взглядов на литературу и искусство в целом),

- педагогическая целесообразность,

- вариативность и избирательность,

- мера научности.

           Основные вопросы к анализу литературного произведения:

- источники текста (прижизненные и академические издания, списки),

- сюжет (конкретное содержание элементов сюжета, отношение к действительности),

- художественное время и пространство,

- тематика, проблематика,

- образная система,

- функции слова в выражении авторского сознания и сознания персонажей (тропы, фигуры, лексико-грамматические особенности),

- композиция,

- жанровая специфика,

- творческий метод, литературное течение, направление, школа,

- идеал произведения,

- произведение в осмыслении критиков,

- сценическая история (для драматических произведений),

- система стихосложения, стилевая композиция (для лирики). 

Пути. Существуют 3 пути анализа:

1) вслед за автором (по ходу действия);

2) пообразный ( в центре – образы);

3) проблемно – тематический (выделение проблем и тем произведения);

4) смешанный (комплексный). (сочетающий в себе 2-3 пути).ё

Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути.

Путь вслед за автором:

1. Произведение изучается приближенно к первичному читательскому восприятию. Цель такого пути – углубить эмоционально – образное воздействие на ученика.

2. Внимание учеников привлекается к опорным эпизодам, авторским ремаркам, отступлениям, и каждый эпизод рассматривается как этап в развитии авторского замысла и главной идеи произведения.

3. В центре опорных эпизодов и авторских комментариев стоят характеры литературных героев, которые раскрываются по ходу развития сюжета.

Рыбникова: «От поступка к характеру, от события к смыслу».

4. Такие компоненты художественной формы, как авторские отступления, картины природы, язык героев, речь повествователя, не обособляются от целостного восприятия произведения, а рассматривают попутно, в процессе чтения или анализа опорных эпизодов.

5. Философские, нравственные, эстетические проблемы произведения рассматривают в их свойственном возникновении в связи с конкретной ситуацией.

6. Изучение произведения заканчивается выводом о его объективной идее и его современном значении.

«+» этого пути:

 - естественный порядок разбора, повторение процесса чтения на высшем уровне позволяет следовать за развитием мысли автора и увидеть произведение в единстве формы и содержания;

«-» этого пути: опасность растворения в тексте, превращение анализа в сплошное комментирование.

Пообразный путь наиболее привычен в школе и включает в себя:

1. Произведение охватывается целиком и его идея раскрывается путем вычленения судьбы центрального героя;

2. с связи с главным героем рассматриваются другие персонажи, группировка их по различным признакам (социальным, семейным и тд).

3. идейно- художественная функция у произведения раскрывается через систему образов.

4. выбор опорных героев, эпизодов. Определенное значение данного образа.

5. одно из звеньев этого пути – организация прочтения произведения дома, организация самостоятельной работы над образом.

 

Характеристика литературного героя:

1. Биографические сведения;

2. основные качества личности;

3. поступки;

4. взаимодействие с окружающими;

5. портрет;

6. речь;

7. авторская характеристика;

8. читательское отношение к герою.

 

Образ героя (характеристика входит + дополнительно):

1. работа писателем над образом;

2. прототипы героя;

3. разнообразные приемы раскрытия образа;

4. место персонажа в системе образов;

5. типичность персонажа (если это реалистическое произведение);

6. суждение критиков;

7. воссоздание персонажа в других видах искусства (фильмы, театральные постановки);

8. значение образа в истории литературы и в общественной жизни;

9. современное понимание образа.

 

Пообразный путь соответствует задачам литературы, искусства. Это традиционный анализ, дает оптимальные результаты. Но в последнее время появляются штампы, начали боятся этого пути, делить героев на положительные и отрицательные.

 Проблемно – тематический путь.

Путь вслед за автором – путь для средних классов. Проблемно – тематический путь – высший путь анализа, для старших классов, путь глубокого проникновения в произведение.

1. Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте.

2. Рассмотрение тематики и проблематики произведения в их системе и взаимозависимости.

3. Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами.

4. Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов.

5. Анализ по проблемам и темам не означает отказа от анализа формы произведения.

«+» этого пути:

дает целостное представление о произведении, охватывает произведение с разных сторон.

«-» этого пути:

можно опустить частности, детали.

 

Приемы.

Приемы изучения делятся на:

 - литературоведческие;

 - школьные;

Литературоведческие приемы:

1) анализ композиции, сюжета, тематики, системы образов, портрета, пейзажа, интерьера;

2) прием сопоставления (жизненный материал и вымысел):

- прототипов и героев;

- героев одного произведения;

- героев разных произведений;

 - произведений одного писателя;

 - произведений разных писателей;

 - типы сознания писателей;

- разные редакции одного произведения;

 - произведения и постановку в театре или фильм.

3) комментарии (историко-литературные и историко-культурные и тд).

4) стилистический анализ.

5) анализ в аспекте пространственных характеристик (где происходит, почему такое место).

Школьные приемы (пользуются только учителя):

1) выразительное чтение;

2) прием устного словесного рисования (предложила Черковская). Устное словесное рисование – это не просто пересказывание, то, что можно додумать, представить.

3) чтение предварять живыми впечатлениями (предложен Рыбниковой). Часто при описании пейзажной лирики.

4) пересказы (особенно творческие и пересказы с изменением лица).

5) заочная экскурсия;

6) инсценирование;

7) составление киносценария;

8) скрытый анализ (рассматривание иллюстраций, рисование) .

Категория: Методы работы | Добавил: panova
Просмотров: 278 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск