Понедельк, 18.06.2018, 04:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Инновации » Жанры сочинений [ Добавить материал ]

Синквейн
28.02.2016, 17:30

Синквейн – самая легкая форма стихотворений по алгоритму. 

Синквейн (или синкан) (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

История возникновения. В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Правила составления. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка – 31)[3]. Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

Обратный синквейн (Reverse cinquain) – с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2).

Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) – форма из двух пятистрочных строф, где первая – это традиционный, а вторая — обратный синквейны;

Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) – девятистрочная форма со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

Корона синквейнов (Crown cinquain) – 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) – аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Дидактический синквейн. Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Синквейн с точки зрения педагогики. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.
Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Итак, сенкан должен составлятся из 5 строк:

- в первой должно быть то, о чём мы пишем (Например, Матушка)
- во второй 2 слова, описывающее предмет писания (Например, Родная, милая)

- в третьей 3 слова, на вопрос «Что делает» и тому подобных. (Например, Любит, ждёт, надеется)

- в четвёртой целое предложение открывающее суть того, что делает предмет о котором пишут (Например, Сидит и думает о своих сыновьях)

- в пятой, синоним к слову, о котором пишут (Например, Маменька)

Вот и получился у нас Сенкан со словом Матушка:

Матушка

Родная, милая

Любит, ждёт, надеется

Сидит и думает о своих сыновьях

Маменька

1-я строка.

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка.

Какой?

2 прилагательных

3-я строка.

Что делает?

3 глагола

4-я строка.

Что автор думает о теме?

Фраза из 4-5 слов, пословица,

поговорка, крылатое выражение

5-я строка.

Кто? Что? (Заключение, новое звучание темы, осмысление).

1 существительное (ассоциация с первым словом).

 

Например:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Синквейн

творческий, интересный

развивает, обогащает, учит находить

синквейн помогает учиться

метод обучения

Синквейн об учителях.

Учитель

творческий, справедливый

учит, воспитывает, помогает

быть учителем – это моё призвание

наставник

Русский язык!
Живой, удивительный…
Учит, объясняет, творит.
Берегите наш родной язык!
Познание!

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Урок истории

занимательный, интересный

любим, понимаем, учим

это наше культурное наследие

знания

ПЕЧОРИН

Молодой, ищущий, лишний

Служить, любить, умирать

Печорин — это образ Лермонтова.

Онегин (или Чацкий, представитель плеяды образов «лишнего человека»)

БУЛГАКОВ

Талантливый, больной, иносказательный

Иронизировать, бояться, страдать

Булгаков — гений своего времени.

Мастер

РОМАНТИЗМ

Придуманный, сентиментальный, трагический

Слагать, страдать, думать

Романтизм — это расцвет литературы.

Пушкин (в этой строке может быть любое имя писателя-романтика).

СКАЗКА

Волшебная, бытовая

Рассказывать, слушать, читать

Сказка — ложь, да в ней намёк

История (как вариант — магический рассказ).

 

Категория: Жанры сочинений | Добавил: panova
Просмотров: 706 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск