Воскресение, 23.07.2017, 20:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Классное руководство » Духовно-нравственное воспитание [ Добавить материал ]

Толерантность
09.06.2016, 09:49

“Если я чем-то на тебя не похож, 
я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.” 
А. де Сент-Экзюпери 
“Огородник может решать, что хорошо для моркови, 
но никто не может решать за другого, что есть благо.” 
Ж. Сартр

Как часто вы ловили себя на мысли о том, как вам не симпатичен человек, делающий что-то непривычное или не приличное, с вашей точки зрения. Довольно типичная картина, сидящие на корточках, к примеру на автобусной остановке, мужчины. Кого-то это может просто раздражать. Между тем, у тюрко-язычных народов, башкир, татар, казахов беседовать стоя по правилам традиционного этикета не принято, мужчины, даже встретившись на улице, присаживаются на землю или на корточки.

“Этнические различия проявляются в том, как люди одеваются, как они едят, в их излюбленных позах, хотя все люди на земле одеваются, едят, стоят и сидят”, - отмечал известный российский этнограф С. А. Арутюнов. Эти различия и есть проявление разных культур, обычаев и традиций. И если, на ваш взгляд, люди ведут себя как-то странно, не стоит спешить с умозаключениями и с оценками, лучше постараться узнать и понять другую культуру. Эти знания - ценный багаж в любой ситуации, за исключением, пожалуй одной - жизни на необитаемом острове. Только таких островов на земле почти не осталось.

Путешествуй со знанием дела! Многие жесты жителей Ближнего Востока не понятны для большинства европейцев. Например, жест подзывания, приглашения. Жест, напоминающий “скребковое” движение ладонью правой руки в сторону от собеседника на уровне плеча. Европейцы и русские, в том числе, понимают в диаметрально противоположном смысле - “уходи, до свидания”. В Испании, Греции, Сардинии жест автостопщиков - поднятый большой палец руки - трактуется по-разному. В Испании он означает поддержку бакского сепаратистского движения. В Греции и Сардинии этот жест воспринимают как наелся, набил брюхо. В Голандии посасывание пальца значит, что кто-то лжет или, по крайней мере, заблуждается. Потирание спинки носа говорит, что кто-то чересчур скареден, для того, чтобы выразить мнение, что кто-то ведет себя как сумасшедший, голландцы постукивают себя по лбу. А вот, например, в Австрии поглаживание воображаемой головы означает, что новости, которые кто-то сообщает, уже устарели.

Этот список “жестов, понятных не всем” может быть очень длинным. А есть еще разные ритуалы приветствия, традиции гостеприимства, разные традиции в воспитании детей, взаимоотношения их с родителями, взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Однако при всем этом бесконечном многообразии существуют универсальные принципы отношения Человека к Человеку, вне зависимости от национальной или культурной принадлежности.

Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.

Буддизм: 
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.

Конфуцианство:
“Не делай другим того, чего не хотел бы от других”.

Индуизм:
“Не делай другому того, от чего больно тебе”.

Ислам:
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”.

Джайнизм:
“В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”.

Иудаизм:
“Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.

Сикхизм:
“Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны”.

Даосизм:
“Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”.

Зороастризм:
“Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”.

Христианство:
“Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Такие нормы человеческого сознания и поведения еще называют толерантными.

                              ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин - толерантность? Некоторые ученые связывает его появление с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории - Варфоломеевская. Для русского языка слово “толерантность” относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Для того, чтобы его понять предлагаем совершить небольшой лингвистический экскурс:

tolerancia (испанский) - Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

tolerance (французский) - Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) - Готовность быть терпимым, снисходительность;

kuan rong (китайский) - Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tasamul’ ( арабский) -Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

Терпимость ( русский) - cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Ученые утверждают, что описать ксенофобию, этнофобию, нацизм проще, чем понятие толерантности. С “толерантностью” также как и со “счастьем” - что это такое, каждый понимает по-своему. Вот несколько ответов на вопрос “Что такое для ВАС толерантность?”:

“Мы говорим об искусстве компромисса и толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Но для меня самое главное в толерантности, ее символ - лодка, на которой как в ноевом ковчеге уживаются и спасаются люди, животные совершенно не похожие, разные. Толерантность- это не смерть различий, это поддержка и понимание различий.” - Александр Асмолов. Доктор психологических наук, автор и руководитель Федеральной целевой программы “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе.”

“Толерантность состоит в том, что должно быть уважение к иному явлению, нежели к тому, к которому ты привык. Уважение к личности, к человеку, не зависимо от его национальности, вероисповеданию, уважение к его ценностям и традициям. Самое главное - это умение понимать друг друга.” - Владимир Зорин, минстр РФ, курирующий вопросы национальной политики.

“Что такое толерантность - это понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя цветом кожи, образом мысли, имущественным положением, он не обязательно тебе враг…” - Николай Дмитриев, художественный руководитель московского культурного центра “Дом”.

“Толерантность - это не есть логика, суть человеческого характера, это некая форма поведения. Одни люди по рождению не обладают никакой фобией, другие обладают, но общество должно заставить человека уметь контролировать эти свои не самые приятные качества.” - Владимир Двинский, кинорежиссер-документалист.

“…Я это понимаю, как терпение. У нас это называется “сабр”. По-арабски “сабр” еще и дерево с горькими плодами. Это горчинка. Должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то тебе сказал что-то. Потому что, ты ответишь, он тебе еще хлеще ответит, там уже начинается трение. А когда уже пошли физические трения, тогда уже выяснение отношений, тогда никакой толерантности не будет.” - Шейх-уль-Ислам,Талгат Таджуддин, верховный муфтий, председатель центрального духовного управления мусульман России.

“Толерантность для меня - это интерес, уважение и соучастие в культурно-другом, культурно-инаковом. Вот я бы вам привел пример, чем отличается толерантность от терпимости в ее бытовом смысле. Вот терпимость, когда я терплю, что моя церковь, а рядом с ней находится мечеть и синагога - все в одном квартале. А толерантность - это когда я, православный верующий, вместе с евреем-иудаистом помогаю мусульманину строить его мечеть. Толерантность - это знание инаковости как части собственного,” - Валерий Тишков, доктор исторических наук, директор института антропологии и этнологии Российской Академии наук.

                    ПРИСТАВКА “НЕ”

“…Каким ХХ век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, человекофобии, преследований и убийств людей только за то, что они — другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса...”

                                                               Александр Асмолов

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Вот только некоторые, но особо тяжелые формы ее проявления:

Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedеre - убиваю) - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, одно из тягчайших преступлений против человечества. Расизм - отрицание прав человека на основаниии расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими. Ксенофобия (от греч. xenos - чужой + phobos - страх) - боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убежденность в том, что “чужие” могут нанести обществу (человеку) вред. Экстремизм (от лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). Этноцентризм - отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.

Человеку свойственно делить всех на “своих” и “чужих”. “Чужие”, как правило, представляют опасность, они враги, с ними нужно быть настороже, при этом индивидуальные свойства “чужаков” не имеют значения. По какому признаку происходит это деление? Чаще всего, по национальному,. Почему? Этнопсихологи не отвечают на этот вопрос однозначно, однако очевидно, что этнические стереотипы, предрасудки и предубеждения играют главную роль в этом “дележе”.

                           СТЕРЕОТИПЫ

Диалог рыцаря Ланцелота и архивариуса Шарлеманя из пьесы Евгения Шварца “Дракон” как нельзя лучше описывает то, как работают негативные стереотипы вообще и этнические в частности. Когда рыцарь Ланцелот въезжает в город, ему рассказывают о доброте и справедливости деспотичного правителя - Дракона, сделавшего много “полезного”, в том числе, спасшего город от…цыган.

Ланцелот: Итак — простите, что я все расспрашиваю, — против дракона никто и не пробует выступать? Он совершенно обнаглел?

Шарлемань: Нет, что вы! Он так добр! Когда нашему городу грозила холера, он по просьбе городского врача дохнул своим огнем на озеро и вскипятил его. Весь город пил кипяченую воду и был спасен от эпидемии.

Ланцелот: А что он еще сделал доброго?

Шарлемань: Он избавил нас от цыган.

Ланцелот: Но цыгане — очень милые люди.

Шарлемань: Что вы! Какой ужас! Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что это люди страшные.

Ланцелот: Но почему?

Шарлемань: Это бродяги по природе, по крови. Они — враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они проникают всюду. Теперь мы вовсе очистились от них, но еще сто лет назад любой брюнет обязан был доказать, что в нем нет цыганской крови.

Ланцелот: Кто вам рассказал все это о цыганах?

Шарлемань: Наш дракон. Цыгане нагло выступали против него в первые годы его власти.

Ланцелот: Славные, нетерпеливые люди…

Шарлемань: Не надо, пожалуйста, не надо так говорить!

Обратите внимание: Шарлемань сам не видел цыган, но их плохие качества не вызывают у него никаких сомнений и для него мифические цыгане страшнее и опаснее реального Дракона.

Стереотип - предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений.

Свойства стереотипов и предрассудков - живучесть, высокая устойчивость в сознании людей. Стереотипы нелегко поддаются изменению под влиянием противоположной информации или рациональных доводов.

Об одном любопытном опыте пишет в статье “Психология предрассудка” ученый Игорь Кон: “Американский социолог Ю. Хартли опросил большую группу средних американцев насчет того, что они думают о моральных и прочих качествах различных народов. Среди перечисленных им народностей были названы такие, которые вообще никогда не существовали. Ни у кого не было никогда никаких личных неприятных столкновении с данирейцами. Не было и бабушкиных сказок или учебников истории, которые бы рассказывали, что три века назад была война с данирейцами, во время которой те очень зверствовали, и что вообще данирейцы люди плохие. Ничего этого не было. И тем не менее, мнение об этих выдуманных группах оказалось резко отрицательным. О них ничего не известно, но то, что они люди нехорошие, сомнений у опрошенных не вызывало”.

Надежда Деметр, доктор исторических наук, президент Международного союза цыган:

“…Стереотипы такая вещь - держатся столетия и качуют с цыганами из века в век. Деться от этого никуда невозможно и по простой причине - СМИ. Ведь мы же не судим о великой русской культуре по тем людям, которые пьяные валяются в луже. Потому что мы слишком хорошо представляем себе, что такое русская культура. Никому не приходит в голову судить о ней по горстке людей. А что такое цыгане? Мы ничего о них не знаем --полный вакуум. Представление о том, что криминал, искусство и гадание - единственное занятие цыган - это самое страшное, что можно представить о цыганах.” “Но есть ведь очень много людей, которые работают как и все, имеют высшее образование. Никто не знает, что директор Питерской консерватории Павел Серебряков - он цыган. Никто не знает, что главный инженер Звездного городка- цыган. Врачи, адвокаты, педагоги . Никому в голову не приходит говорить об этом, журналисты,если хотят сделать материал о цыганах, идут куда?- в милицию”.

Если вы, действительно хотите узнать о цыганах, имеет смысл читать не только криминальные хроники, но почитать, к примеру, книгу Надежды Деметр “История цыган - новый взгляд”, она обо всей истории этого народа, от выхода из Индии до наших дней”.

               КАК АУКНЕТСЯ? КАК ОТКЛИКНЕТСЯ?

              СМИ И ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Откуда в русском языке появился неологизм “лицо кавказской национальности” и как так получилось, что сегодня его употребляют все кому не лень, не задумываясь о смысле этого языкового новобразования? А точнее, об отсутствии всякого смысла. Задумайтесь! О какой национальности и каком лице идет речь? Только в одной маленькой кавказской республике Дагестан живут представители 102-х национальностей и говорят они на 50-ти разных языках.

Мнение эксперта:

Дмитрий Дубровский, директор программы “Этник стадис” Европейского университета в С-Петербурге: “Как формируется нетолерантность? Обыкновенная новостная лента, к примеру, написано: были задержаны два кавказца. Но почему не пишут: “задержаны двое русских за разбой”. В общественном сознание складывается полная уверенность, что вся преступность связана с кавказцами. Телевизор включаешь, радио, газеты - их задержали, а когда обращаешся к милиции, то оказывается, что у них нет таких сведений и преступность в разных национальных группах одинаковая”.

Вот несколько конкретных рекомендаций журналистам, затрагивающим этническую тему в своих публикациях. Рекомендации составлены учеными института антропологии и этнологии Российской Академии наук. Журналист должен помнить, что этническая журналистика - очень тонкая сфера, и что одна неудачная публикация может создать большое напряжение между этносами, народами, странами. Надо задумываться, всегда ли необходимо упоминать в публикациях этнический признак героев, тем более в публикациях, связанных с криминалом. Здесь важно помнить, что из одного-двух примеров может создаться негативный образ этнической группы и всего этноса, хотя по нескольким примерам судить о целом этносе неправомерно.

А что думают сами журналисты по этому поводу?

Дмитрий Губин, “Радио Росии” и “Маяк 24”:

“Совершено согласен с теми людьми, которые считают, что надо быть крайне осторожными в формулировках. Напомню, что в свое время, став председателем ВГТРК Николай Сванидзе запретил упоминать в эфире выражение “лицо кавказской национальности”.

Георгий Цехисели, радиостанция “Европа плюс”:

“Лицо кавказской национальности”- стилистически неграмотная формулировка, нет такой национальности - кавказской. Поэтому я обхожу эту формулировку, потому что считаю, что это никчемная характеристика, если я не передаю приметы преступника, а приметы преступника я не передаю в силу формата новостей. Я считаю, что это используется в силу нежелания, а иногда от неумения переводить на нормальный человеческий язык”.

Борис Барабанов, “Наше радио”:

“Я стараюсь, по возможности, если есть сообщение с такого рода характеристиками, и если это тематически подобранный криминальный выпуск, стараюсь поставить рядом другое сообщение, чтобы в целом, в сумме они давали некий ноль, чтобы было ясно, что не только данные лица в Москве совершают преступления”.

Конечно, на журналистах лежит большая ответственность за то, что и как они говорят, но и от читателя, слушателя и зрителя тоже зависит немало. Относитесь критически к получаемой информации, старайтесь оценивать ее с точки зрения личного опыта, не стоит судить о всем народе по криминальной сводке, в которой упоминаются его представители. Составление мнения о целом по его части - есть неоправданное упрощение и искажение действительной картины!

“МИКРОБЫ НЕ СТАНОВЯТСЯ ОПАСНЕЙ ОТТОГО, ЧТО МИКРОСКОП ИХ УВЕЛИЧИВАЕТ”

(На наших улицах экстремизм)

“Приблизительно две недели тому назад, один мой друг, одноклассник, его избили прямо в метро, перед всем народом, а меня не трогали. Они сказали, вы черные, нас так назвали, вы не из Россия, должны уехать отсюда. Я не могу сказать кто они, не были похожи на скинхедов. - А как реагировали окружающие? - Окружающие ничего не делали, шли домой, а милиция, сказала, что подождите, мы закончим, а потом подойдем". Такую невеселую но, увы, довольно типичную для иностранцев в Москве, историю рассказала Зарифа. Это 15-летняя девочка из семьи афганских беженцев, вынужденных покинуть свою страну. Зарифа хорошо говорит по-русски, потому что живет в Москве уже 10 лет, но назвать этот город своим, а жизнь в нем для себя безопасной, она не может. Проведенное социологами РОМИР в 2002 году исследование под названием “Безопасность в Москве глазами иностранцев” показало, что они, иностранцы, этой самой безопасности в российской столице не чувствуют. И в качестве основной угрозы для себя видят не воров и грабителей, а молодежные группировки и хулиганов на улицах.

“Мне иной раз даже трудно понять их мотивы, наверное, потому что их иной раз и нету. Наверно, человеку хочется иной раз выплеснуть отрицательную эмоцию, но хочется чего-то иного. Идти стенка на стенку драться с другим микрорайоном - можно самому получить по голове. А здесь - понятно, что он иностранец, опять же можно прикрыться чем-то…- говорит Олег Ельников, руководитель пресс-службы главного управления по борьбе с организованной преступностью России. - По нашим сведениям у них нет единого центра, нет идеи - просто уличные движения, и если с ними правильно работать, я думаю через несколько лет с этим явлением будет просто-напросто покончено”.

ФАКТЫ, ЦИФРЫ:

В России сейчас насчитывается 15 тысяч скинхедов. Несмотря на то, что группировки экстремистов в настоящее время являются серьезным дестабилизирующим фактором, единой организации скинхедов с соответствующей иерархией и уставом в стране не существует. Российские скинхеды объединяются в разрозненные группы, численность которых постоянно меняется. Более половины из общего колличества членов экстремистских группировок - приходится на Москву и С-Петербург.

Всего в 2002 году по статье 282 УК РФ (Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) было возбуждено 71 уголовное дело, 31 из них направлено в суд, 16 человек понесли наказание (по данным МВД РФ).

ЗАКОН: Статья 13 п. 5 Конституции:

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 282 УК РФ. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды:

1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет.
2. Те же деяния, совершенные:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

КОММУНАЛЬНАЯ КУХНЯ
Говорят, что в старых московских коммунальных квартирах, тех самых, где “на 38 комнаток всего одна уборная” никогда не возникало вопроса - кто какой национальности? Жили в этих квартирах трудно, именно потому что “одна уборная”, но весело. Те, кто провел в старых коммуналках какую-то часть жизни - утверждают, что именно в них и был “толерантный мир”. И еще есть такой город, который сохранил и сегодня вот такой коммунальный, и терпимый к любому разнообразию дух. Может быть, скорее всего, таких мест в мире немало, но мы говорим о том, что нам ближе. Мы говорим, об Одессе. О неповторимой атмосфере этого города - дружелюбия, абсолютной терпимости и полном отсутствии национальных предрассудков. Практически все одесситы жили или живут в коммуналках и там до сих пор говорят “человек с нашего двора”, а какой он национальности, в какую церковь ходит, на каком языке говорит - не имеет никакого значения. Впрочем, одесский дух разгадать и описать довольно трудно, несмотря на огромное количество попыток сделать это, в том числе высокохудожественно:

“ У людей, говорят, самое это имя Одесса - вроде как потешный анекдот. Я за это, собственно говоря, не в обиде: конечно, очень уж открывать свою тоску не стоит, но за смешливое отношение к моей родине я не в обиде. Может быть, вправду смешной был город: может быть, оттого смешной, что сам так охотно смеялся. Десять племен рядом, и все какие, на подбор живописные племена, одно курьезнее другого: начали с того, что смеялись друг над другом, а потом научились смеяться и над собой и надо всем на свете, даже над тем, что болит, и даже над тем, что любимо. Постепенно стерли друг о дружку свои обычаи, и отучились принимать всерьез свои собственные алтари, постепенно вникли в одну важную тайну мира сего: что твоя святыня у соседа чепуха, а ведь сосед тоже не вор и не бродяга; может, он прав, а может быть, и нет, убиваться не стоит. Вот с этой мудростью, пришедшей, - подчеркиваю - с годами, прожила многонациональная, космополитичная Одесса свой золотой век. И каждый этнос внес в своеобразие города, в его красоту и обаяние свой вклад,” -писатель Владимир Жаботинский.

Сайт Фонда независимого радиовещания.

Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: panova
Просмотров: 132 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
МОН ДНР
ИППО Донецк
Инфоурок
Библиотека