Суббота, 23.09.2017, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Мировая литература » Анализ произведений [ Добавить материал ]

Ги де Мопассан. "Ожерелье"
[ · Перейти по ссылке () ] 03.05.2016, 19:00

Прочтите произведение, перейдя по ссылке

Анализ новеллы

Сделать жизнь значительно трудней. (В.В.Маяковский)

Каждый человек стремится в этой жизни быть, как минимум, счастливым. Но как им стать – вот в чем вопрос? Что для этого нужно? От человека? От жизни? А может быть, просто ждать от жизни подарков, которые и станут началом долгого безоблачного счастья?

Лев Николаевич Толстой говорил: «Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь». Мудро, вроде бы просто, но как это осуществить в реальности. Необходимо понять, насколько возможна ситуация самостоятельного «созидания» счастливой жизни и как человек это реализует, имея личные представления о том, удалась жизнь или нет. Созидателем или разрушителем своей судьбы становится человек, стремясь к благополучию, невзирая на способы и средства достижения предполагаемой цели. Герои новеллы «Ожерелье» дают ответы на эти вопросы.

Написанное в 1884 году «Ожерелье» явило собой прекрасный образец короткого рассказа с неожиданной концовкой, заставляющей читателя по новому осмыслить художественное повествование. В своей новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем: конфликт желаний и возможностей, несоответствие духовной организации человека социальным условиям его существования, пагубное воздействие буржуазного общества на душу, человеческую слабость и страх перед более успешными в социальном плане людьми.

Жанр: социально-философская новелла, так как в ней изображается общечеловеческая ситуация и одновременно существование героев в определённых социальных условиях.

Новелла - эпический жанр, в переводе с итальянского термин обозначает "новость". Это произведение малого объёма, для которого характерен динамичный сюжет, отсутствие описаний, всё внимание концентрируется на сюжете, который часто завершается неожиданной, непредсказуемой развязкой.

Смысл названия

Ожерелье – двигатель сюжета, мерило положения человека в обществе, возможность ощущать себя «достойным», счастливым человеком, по мнению героини, причина краха жизненных надежд.

Тема:  рассказ о том, как случай резко изменил жизнь героини, о плате семьи Луазель за удовольствия одного бала. Новелла о незаслуженных бедствиях, обрушившихся на хороших, честных людей. В произведении воплотилась не очень весёлая концепция жизни писателя: человеческая жизнь полна разочарований, в ней мало радости, жизнью правит случай.

Идея произведения звучит в словах героини: "Как изменчива и капризна жизнь! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека".)

Конфликт в новелле "Ожерелье" - столкновение человека с социально ограниченными возможностями, "маленького человека" с обстоятельствами.

Композиция «Ожерелья» строится по классическому для новеллы принципу. В экспозиции автор знакомит читателя с обстоятельствами жизни и характером главной героини – г-жи Матильды Луазель. Девушка рисуется им как существо слабое, красивое и тянущееся к лучшей жизни, в окружении изысканных вещей и людей. Завязка новеллы является и естественным продолжением экспозиции, и самостоятельным сюжетным элементом: стремящаяся ко всему дорогому и великосветскому, Матильда, с горечью осознаёт, что ей не в чем пойти на вечер в министерство её мужа. Конфликт произведения имеет двунаправленный характер: постоянно борющаяся сама с собой г-жа Луазель вынуждена выступить ещё и против неблагоприятных внешних обстоятельств – в начале отсутствия достойного наряда, затем – драгоценностей для его украшения. Деньги на платье Матильде даёт муж, алмазное ожерелье – богатая подруга, г-жа Форестье. Счастливая героиня попадает на министерский бал, затмевает собой всех присутствующих и сполна наслаждается тем вниманием, о котором мечтала всю жизнь. Кульминация новеллы приходится на момент возвращения героев домой, где Матильда и её муж обнаруживают пропажу ожерелья. Дальнейшие события произведения развиваются по нисходящей линии. Герои в начале ищут оригинальную драгоценность, затем решают возместить её, заказав точную копию у ювелира. Отдав ожерелье хозяйке, супруги Луазель на десять лет погружаются в нищенскую жизнь – за один миг счастья они платят годами тяжёлой работы. Случайная встреча Матильды с г-жей Форестье на Елисейских полях удивляет всех и, прежде всего, читателя неожиданным финалом: алмазное ожерелье оказывается фальшивым, как и весь тот мир, к которому так стремилась главная героиня в начале своей жизни.

В смысловом отношении «Ожерелье» распадается (и графически разделяется самим автором) на три части: в первой, самой большой, рисуется спокойная и обеспеченная жизнь г-жи Луазель как жены мелкого чиновника; во второй, средней по объёму, даётся сцена бала и последующие за ним злоключения главных героев; в третьей, самой маленькой, описываются тяжёлые рабочие будни г-жи Луазель, вынужденной влачить жалкую жизнь простолюдинки.

Художественный образ г-жи Луазель психологически выверен и изменчив: нежная, хрупкая, тонко чувствующая красоту и богатство, жестоко страдающая вне того круга вещей и людей, к которым лежит её душа, девушка со временем превращается в сильную, закалённую работой и естественной жизнью женщину. Былая стыдливость (нежелание показаться на людях в платье с живыми цветами, страх признаться в пропаже драгоценности лучшей подруге) сменяется в Матильде на простую, рабочую честность человека, который сполна заплатил по своим счетам. Её супруг, г-н Луазель с самого начала повествования представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться; он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду), он любит свою супругу и готов дать ей всё, что у него есть. Пропажу ожерелья г-н Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины своё наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой. Госпожу Луазель можно даже высмеять, но автор не делает этого (почему?), для него она - одна из бесчисленных жертв обстоятельств, случая, который, по мнению древнегреческого философа Демосфена, "правит миром".

Идеал жизни Матильды: Деньги, Вещи, «Овеществленная» зависть

Героиня не смогла оценить  дары жизни, сполна отмеренных ей: Молодость, Здоровье, Красоту

Г-жа Форестье представляет собой ярко выраженный буржуазный характер: она богата, снисходительна и неизменно добра к своей подруге. Вот только всё её богатство на поверку оказывается внешним: её ожерелье сделано из фальшивых алмазов, а она сама настолько привыкла к этому обману, что даже не считает нужным рассказывать об этом Матильде.

 

 

Категория: Анализ произведений | Добавил: panova
Просмотров: 3592 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск