Четверг, 18.01.2018, 01:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Обучалка для учащихся » Олимпиады [ Добавить материал ]

Готовимся к олимпиаде по литературе
[ · Перейти по ссылке () ] 02.12.2017, 17:44

Задания "Да - нет"

10 класс
а) Кульминация – это главный образ литературного произведения.
б) Реализм – понятие, противоположное понятию «фантастика».
в) Символизм – это выразительное средство поэтического языка.
г) Эпические произведения могут быть написаны как стихами, так и прозой.
д) В строке «На берегу пустынных волн» (А. Пушкин) есть метонимия.
е) Если в стихотворной строке имеется 4 ударения, она называется четырехстопной.
ж) Строка «Не дорого ценю я громкие права» написана двусложным стихотворным размером.
Прочитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «з», «и», «к», «л»:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады
И голос Музы, еле слышный.

 
А. Ахматова
 
з) В этом отрывке А. Ахматова использовала перифраз.
и) Это пятистишие имеет парную рифмовку.
к) Слово «пышный» является в этом тексте эпитетом.
л) Слово «гранитный» является в этом тексте метафорой.
а) нет
д) да
и) нет
б) нет
е) нет
к) да
в) нет
ж) да
л) нет
г) да
з) да
 
 
11 класс
Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Сонет, рондо, рондель, триолет относятся к твердым строфическим формам стиха.
б) Эпиграф — это заключительная часть (глава, строфа и т.п.) литературного произведения.
в) В стихах «Не тростник высок колышется, / Не дубравушки шумят, / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат» использован такой стилистический прием, как отрицательное сравнение.
г) Магистрал — это заключительный, 15-й, сонет в венке сонетов.
д) Эзопов язык — двуплановый стиль литературного произведения, в котором за прямым смыслом сказанного таится второй план понимания, раскрывающий подлинное намерение автора.
е) Стихи «Во всей Италии приятнейший, умнейший, / Любезный Ариост немножечко охрип»шестистопный ямб без пиррихиев.
ж) Буриме — стихотворение на заранее заданные необычные рифмы; иногда для буриме дается определенная тема, далекая от лексики, в пределах которой намечены заданные рифмы.
з) Ода (от греч. «жалобная песня») — лирическое стихотворение медитативного характера с устойчивыми тематическими и мотивными комплексами, эмоциональной тональностью («уныние», «меланхолия», «печаль», «разочарование») и стилистикой.
и) Использование рифмы — обязательное требование стихотворной речи.
к) В стихах «Богаты мы, едва из колыбели…», «Пороша. Мы встаем и тотчас на коня / И рысью по полю при первом свете дня…» используется стилистическая фигура эллипсис.
л) Онегинская строфа состоит из 14 стихов со сплошной мужской клаузулой.
 
Ответы
 
 
а) да
ж) да
 
б) нет
з) нет
 
в) да
и) нет
 
г) да
к) да
 
д) да
л) нет
 
е) нет
 
 
 
10 класс
а) Развязка – то же самое, что и эпилог.
б) Фольклор – то же самое, что устное народное творчество.
в) В лироэпических жанрах обязательно чередуются прозаический и стихотворный текст.
г) Футуризм – это выразительное средство поэтического языка.
д) В строке четырехстопного ямба обязательно 4 ударных слога.
е) Строка, начинающаяся словами «Передо мной…» может быть написана дактилем, но не может быть написана ямбом.
ж) В строке «Легким, веселым шагом ходит по саду дождь» (П. Васильев) есть олицетворение.
Прочитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «з», «и», «к», «л»:
Там, внизу, звезда дробится в пене,
Там, вверху, темнеет сонный куст.
От морских прозрачных испарений
Солоны края румяных уст.
В. Ходасевич
 
з) В двух первых стихах имеется синтаксический параллелизм (параллелизм предложений).
и) Это четверостишие имеет парную рифмовку.
к) Слово «сонный» является в этом тексте метафорой.
л) Слово «прозрачных» является в этом тексте эпитетом.
а) нет
д) нет
и) нет
б) да
е) нет
к) да
в) нет
ж) да
л) да
г) нет
з) да
 
 
*****************************************************************
Определите писателя по фрагменту характеристики, данной другим писателем. При записи ответа не забывайте указывать букву, которой обозначен вопрос (А, Б, В).
(Знак <…> поставлен на месте пропущенной фамилии писателя)
А) Действительность в первый период творчества является у него часто под романтической вуалью из месячных лучей; потому что действительность у него подобна той даме, которой наружность выносима только под вуалью; но вот срывает <…> вуаль со своей дамы — посмотрите, во что превращает действительность он… После сваянных из облачного блеска тел выползают у него бараньи хари, мычащие на нас, как два быка, выползают редьки с хвостами вверх и вниз, с табачного цвета глазами и начинают не ходить, а шмыгать, семенить — бочком-бочком; и всего ужасней то, что <…> заставляет их изъясняться деликатным манером…
(По А. Белому)
Б) Над Грузией витает скорбный дух —
Невозмутимых гор мятежный Демон,
Чей лик прекрасен, чья душа — поэма,
Чье имя очаровывает слух.
В крылатости он, как ущелье, глух
К людским скорбям, на них взирая немо.
Прикрыв глаза крылом, как из-под шлема,
Он в девушках прочувствует старух.
Он в свадьбе видит похороны. В свете
Находит тьму. Резвящиеся дети
Убийцами мерещатся ему.
Постигший ужас предопределенья,
Цветущее он проклинает тленье,
Не разрешив безумствовать уму.
(И. Северянин)
В) Науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же - иногда забавою, но чаще должностным упражнением. Мы напрасно искали бы в нашем лирике пламенных порывов чувства и воображения. Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему переложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения
(по А. Пушкину)
 
Ответ: А) Н. Гоголь; Б) М. Лермонтов; В) М. Ломоносов. Ставится 1 балл за каждый верный ответ.
Предлагаем задание на проверку знания одного текста "Кто я?"
Назовите героя, которому принадлежат эти слова:
1) - Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя.
2) - Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса.
3) - Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!»
4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
5) - С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
6) - Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим»
Назовите героя, которому принадлежат эти слова:
1) - Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя – Сквозник– Дмухановский, городничий;
2) - Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса – Хлестаков;
3) - Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!» - Осип, слуга Хлестакова;
4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело – Ляпкин - Тяпкин, судья;
5) - С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком – Земляника, попечитель богоугодных заведений;
6) - Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим» - Бобчинский и Добчинский, городские помещики.
Н.В. Гоголь «Ревизор».
Комментарий: Ответом считается название или должности, или фамилии отдельно.
Предлагаем литературную игру "Верю - не верю".
Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу?
Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.
Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; (нет) 2) панночка была ведьмой; (да) 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; (нет) 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; (нет) 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; (нет) 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; (да) 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; (нет) 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; (да) 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; (да) 10) Ася гуляла по Бежину лугу (нет)?
Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ
Категория: Олимпиады | Добавил: panova
Просмотров: 33 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск