Воскресение, 04.12.2016, 22:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Обучалка для учащихся » Олимпиады [ Добавить материал ]

Лингвистические задачи
08.12.2015, 20:51
Решите лингвистическую задачу.
Даны слова на языке суахили (Восточная Африка) и их переводы на русский язык в другом порядке:
mtu, mbuzi, mgeni, jito, jitu, kibuzi
великан, козочка, гость, коза, человек, большая река
Задание. Установите, какой перевод соответствует каждому слову.
Вам помогут ваши знания о морфемах. И вы узнаете, как употребляются суахилийские приставки!
 
Решение. Все слова на языке суахили легко делятся на две части. Можно предположить, что эти части — морфемы, самые короткие языковые единицы, обладающие значением. Посмотрим, какие комбинации морфем встречаются в задаче:
 
-buzi
-geni
-to
-tu
ji-
 
 
+
+
ki-
+
 
 
 
m-
+
+
 
+
Теперь надо установить, что означает каждая морфема. В этом нам помогут русские переводы. В них отчетливо выделяются значения ‘гость’, ‘коза’, ‘река’, ‘человек’. Можно классифицировать их и на другом основании и выделить слова с увеличительным и уменьшительным значением, а также нейтральные слова. Построим таблицу:
 
‘гость’
‘коза’
‘река’
‘человек’
уменьшительное
 
+
 
 
нейтральное
+
+
 
+
увеличительное
 
 
+
+
Осталось только понять, как переставить строки и столбцы в двух таблицах так, чтобы одна таблица наложилась на другую. Сделать это нетрудно, и в результате мы получаем ответ:
m- — нейтральное, ji- — увеличительное, ki- — уменьшительное значение; -buzi — коза, -geni — гость, -to — река, -tu — человек.
mtu — человек, mbuzi — коза, mgeni — гость, jito — большая река, jitu — великан,kibuzi — козочка.
Решив эту задачу, мы фактически сделали то, что делают лингвисты, исследуя малоизученные языки: взяв совершенно незнакомый нам материал, мы проанализировали его внутреннюю структуру, поняли некоторые закономерности языка суахили и даже смогли частично описать грамматику этого языка (ведь мы разобрались в том, как употребляются суахилийские приставки!).
Задача 2.
В качестве примера приведем более сложную задачу (автор — Б. Л. Иомдин).
Даны пары близких по смыслу глаголов:
обвинять — упрекать
обещать — сулить
приказывать — командовать
умолять — упрашивать
советовать — консультировать
Известно, что в каждой паре первый глагол обладает особенностью, которой нет у второго глагола.
Задание 1. Определите, что это за особенность.
Задание 2. Найдите среди перечисленных ниже глаголов такие, которые также обладают этой особенностью: вымогатьгрозитьзапрещатьклястьсякричать,одобрятьотказыватьсяотниматьпосвящатьпроигрыватьругатьсдаваться,требовать.
Задание 3. Придумайте еще два глагола, обладающих той же особенностью.
Решение.
Попробуем поставить эти глаголы в первое лицо единственного числа настоящего времени, и это сразу же позволит нам найти ответ. Оказывается, с помощью первого глагола каждой пары можно не только описать то действие, которое он называет, но и совершить его. Например, для того, чтобы обвинить кого-либо, можно сказать «Я обвиняю тебя в предательстве», а вот глагол упрекать так употребить нельзя (можно сказать «Я упрекаю тебя в безделии», но тогда это будет не сам упрек, а только описание упрека, выраженного совсем другими словами). Для того, чтобы отдать приказ, можно сказать «Приказываю тебе передать это донесение императору», но нельзя сказать «Командую тобой». Эту интересную особенность некоторых глаголов обнаружил в 1955 году английский философ Джон Остин, который назвал такие глаголы перформативными.
Из глаголов, перечисленных в задании 2, перформативными являются глаголызапрещатьклястьсяодобрятьотказыватьсяпосвящатьсдаваться,требовать, а неперформативными — вымогатьгрозитькричатьотнимать,проигрыватьругать.
Таких глаголов достаточно много: например, выполняя задание 3, можно вспомнить глаголы благодаритьжелатьуточнять. Но, конечно, в языке их абсолютное меньшинство: это в основном глаголы речи (за редкими исключениями, как, например, сдаваться), причем далеко не всякий глагол речи является перформативным (например, глагол говорить — неперформативный).
И хотя мы решали эту задачу на материале русского языка, мы открыли явление, общее для всех языков мира: ведь понятно, что перформативные глаголы есть в любом языке.
Так что лингвистические задачи — это прекрасный полигон для того, чтобы познакомиться с лингвистикой и ее методами. В этом году Традиционная олимпиада по лингвистике пройдет уже в 40-й раз. Единственный небольшой перерыв пришелся на середину 1980-х годов, когда была закрыта кафедра структурной (ныне — теоретической) и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, занимавшаяся организацией олимпиады. В 1988 году олимпиаду провел Московский государственный историко-архивный институт (ныне РГГУ), а с 1989 года к ее проведению подключилась воссозданная кафедра структурной и прикладной лингвистики МГУ.
 
Задача 
Один и тот же корень может выступать в разных словах (или разных формах одного слова) в различных буквенных и звуковых обликах. Например, в лоблбалобный корень представлен в двух буквенных и трёх звуковых вариантах.
Задание 1. Выделите корень в слове повозка.
Задание 2. Укажите все буквенные и все звуковые варианты, в которых может быть представлен этот корень.
Задание 3. Приведите по одному примеру на каждый вариант корня.
Задача 
Выполните те же задания для слова проводка.
 
РЕШЕНИЕ
Корень слова повозка - воз. Найдём все его буквенные варианты. Для этого надо мысленно перебрать все слова с тем же корнем и все их формы. Какие глаголы есть в русском языке с корнем -воз-? Во-первых, возить. Проспрягав этот глагол, мы находим ровно один новый буквенный вариант корня - -вож- (в форме вожу). Букву ж в корне имеет и глагол важивать во всех своих формах, но у него в корне стоит буква а. Итак, мы нашли ещё один вариант - -важ-.
Рассмотрим теперь глагол совершенного вида с этим корнем - везти. Формы этого глагола имеют либо вариант корня -вез-, либо вариант -вёз-. Все глаголы с приставками, образованные от только что рассмотренных глаголов, имеют те же буквенные варианты корня. Перебрав существительные, обозначающие действия (вывозперевозка и т.д.), средства передвижения (возвозокпаровоз и др.), людей (извозчикводовоз и т.д.), видим, что новых буквенных вариантов корня они не дают. То же самое можно сказать и о прилагательных. Таким образом, мы нашли пять буквенных вариантов корня: 1) - воз, 2) -вож-, 3) -важ-, 4) -вез-, 5) -вёз-.
В процессе перебора однокоренных слов и их форм можно заметить, что, несмотря на одинаковое написание, корень произносится часть по-разному. За счёт чего это происходит? Прежде всего, начальный согласный звук корня может быть твёрдым или мягким: ср. слова воз и вёз. Последний согласный корня имеет ещё больше вариантов (он может быть глухим и звонким, твёрдым и мягким): 1) [з] (в слове возы), 2) [з'] (в слове возит), 3) [с] (в слове воз), 4) [с'] (обычно произносится в слове везти). Наконец, гласный звук корня может иметь следующие варианты: 1) [о] (в слове воз); 2) звук, похожий на гласный [а], но произносимый безударно, - [ʌ] (в слове возить); 3) звук [ъ], ещё более слабый и неясный, который при внимательном наблюдении вполне можно отличить от предыдущего (например в слове вывоз); 4) звук, похожий на [и], но имеющий и призвук [е], который обозначим [ие] (в слове везу); наконец, 5) звук, похожий на предыдущий, но ещё более слабый и неясный, - [ь] (в слове вывезу). Теперь осуществим логический перебор возможных комбинаций звуков и проверим, какие из них реально встречаются в русском языке: 1) [вос] - воз; 2) [вʌс] - возки; 3) [въс] - вывоз; 4) [воз] - возу; 5) [вʌз] - возы; 6) [въс] - вывоза; 7) [воз'] - возит; 8) [вʌз'] - возить; 9) [въз'] - о вывозе; 10) [вощ] - извозчик (в согласном щ слился последний звук корня с первым звуком суффикса); 11) [вʌж] - вожу; 12) [важ] - важивал; 13) [в'иез] - везу; 14) [в'ьз] - вывезу; 15) [в'иез'] - везём; 16) [в'ьз'] - вывезем; 17) [в'иес] - везти; 18) [в'ьс] - вывез; 19) [в'иес'] - везти; 20) [в'ьс'] - вывезти; 21) [в'ос] - вёз; 22) [в'оз] - вёз бы.
 
Решение задачи 24.
Задача для слова проводка труднее только что разобранной. Здесь имеется десять буквенных вариантов корня: 1) -вод-; 2) -вож- - вожу; 3) -важ- - важивал; 4) -вес- - вести; 5) -вед- - веду; 6) -ве- - вела; 7) -вё- - вёл; 8) -вожд- - вождение; 9) -вождь-; 10) -вожж- - вожжи. (Правда, выделение корни в последних двух слогах в современном языке затруднительно.) Исходя из этого, легко найти 27 звуковых вариантов корня.
Категория: Олимпиады | Добавил: panova
Просмотров: 249 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
МОН ДНР
ИППО Донецк
Инфоурок
Библиотека