Четверг, 23.11.2017, 16:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Обучалка для учащихся » Олимпиады [ Добавить материал ]

Задания контрольной работы при защите МАН
21.12.2016, 18:25
ЗАДАНИЯ
II этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ 
учащихся-членов Малой Академии Наук
2015-2016 уч. год
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
 
9 класс
I-й уровень. Русский язык
Выполните комплексный анализ текста, ответив на вопросы (7,5 б.)
 
(1)Человек без Родины – что цветок сорванный. (2)Внешне, быть может, ещё и красив, но в сущности уже мёртвый. (3)Очень хочу, чтобы вы услышали, чтобы научились достойно трудиться и жить на родной земле. (5)Полюбите землю. (6)Ту самую, что лежит у вашего порога. (7)Ведь с неё начинается Родина.
(Р. Файзи)
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте проблему, поставленную автором.
3. В каком предложении выражена авторская позиция?
4. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения, используя жизненный и читательский опыт.
5. Определите стиль и тип речи.
6. Укажите номер(а) предложения(ий), где встречается развёрнутая метафора.
7. Какие предложения или части предложений являются определённо-личными?
8. Какими частями речи являются слова: ещё, и, красив, уже (2 предложение); ту, самую, что (6 предложение).
9. Объясните пунктуацию во 2 и 3 предложениях.
10. Определите виды придаточных в 3 и 6 предложениях.
11. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды связи.
12. Определите способ словообразования слов: услышали, достойно.
 
II-й уровень. Литература (7,5 б.)
ЗАДАНИЕ
Выполните анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», ответив на вопросы.
 
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит
С горы бежит поток проворный.
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь; ветреная ГЕБА,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь на землю пролила.
 
1.
В какой период творчества поэта оно написано
2.
Тема стихотворения
3.
Идея стихотворения
4.
Сюжет
5.
 Композиция
6.
Жанр произведения
7.
Система образов
8.
Язык художественного произведения
9.
Выразительные средства языка
10.
Размер стиха
11.
Собственная аргументированная оценка
 
Всего
 
III-й уровень. Творческая работа. Сочинение (10 баллов)
Напишите сочинение (0,75 стр.). Не забудьте продемонстрировать свой круг чтения.
«Когда хочется остановить мгновение?»
 
Примечание. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
 
 
ЗАДАНИЯ
II этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой Академии Наук
2015-2016 уч. год
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
10 класс
I-й уровень. Русский язык
Выполните комплексный анализ текста, ответив на вопросы (7,5 б.).
(1)Владеете ли вы русским языком?
(2)Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. (3)Всё зависит от того, что понимать под «владением» языком.
(4)Начнём с того, что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. (5)Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. (6)Но если мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. (7)Например, А.С. Пушкин, к произведениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял «всего-навсего» 21 тысячу слов.
(8)Дело даже не в этом. (9)Владеть языком — значит максимально использовать все выразительные возможности, скрытые в нём; уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить; уметь понять сказанное так, как оно было сказано. (10)Всё это не так просто.
(А.А. Леонтьева)
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему и идею.
3. Каков стиль текста – научный или научно-популярный? Обоснуйте свой выбор.
4. Составьте план текста.
5. Какова композиционная роль 1-го предложения? 
6. Определите средства связи между двумя последними предложениями текста.
7. Найдите пример иронии в тексте.
8. Дайте морфологическую характеристику слова что в 3-м и 4-м предложениях.
9. Выпишите частицы из 1-го и 8-го предложений.
10. Выпишите из 9-го предложения примеры словосочетаний с разными видами подчинительной связи, назовите виды связи.
11. Объясните пунктуацию в 6-м предложении.
12. Объясните правописание слов сказанное и сказано (9 предложение).
 
II-й уровень. Литература (7,5 б.)
Выполните анализ стихотворения А.С. Пушкин «Весна, весна, пора любви»
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови...
Как чуждо сердцу наслажденье...
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье.
                  _____
Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.
 
1.
Тема
2.
Главная мысль
3.
Выразительные средства
4.
Композиция
5.
Размер
6.
Строфика
7.
Рифмовка
8.
Жанр
9.
Лирический герой
10.
Чувства
11.
Время
12.
Духовно-эстетическая ценность
 
III-й уровень. Творческая работа. Сочинение (10 баллов)
Напишите сочинение (1 стр.). Не забудьте продемонстрировать свой круг чтения.
 
«Что дом может рассказать о своем хозяине?»
 
Примечание. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
 
 
ЗАДАНИЯ
II этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой Академии Наук
2015-2016 уч. год
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
11 класс
I-й уровень. Русский язык
Выполните комплексный анализ текста, ответив на вопросы (7,5 б.)
(1)С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (3)Россия велика. (4)На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5)Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы. (6)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7)Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.
(По Б. Короткову)
1. Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте.
2. Прокомментируйте эту проблему. 
3. Какова позиция автора по отношению к поставленной проблеме?
4. Выразите собственную позицию по отношению к проблеме и приведите литературные аргументы.
5. Дайте морфологическую характеристику словам: (с) чего из 1-го предложения; русскому и большое – из 2-го;почти – из 4-го; насквозь и это из 7-го предложения.
6. Объясните постановку двоеточия во 2-м и 5-м предложениях.
7. Объясните дефисное написание слов города-миллионеры
8. Выпишите грамматическую основу 4-го предложения.
9. Выпишите из 4-го предложения словосочетания со связью управление, из 7-го – со связью примыкание.
10. Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях: на её территории, тридцать Франций.
11. В каком предложении есть уточняющее распространённое дополнение?
12. Определите способ словообразования слов: тишь, разговор, Забайкалья.
13. Назовите синтаксическое средство выразительности, использованное в 7-м предложении.
 
II-й уровень. Литература (7,5 б.)
Выполните анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «Ленинград», ответив на вопросы.
 
Я вернулся в мой город, знакомый до слез
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда – так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей!
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
                             1930г.
 
1.
В какой период творчества поэта написаностихотворение?
2.
Тема стихотворения
3.
Идея стихотворения
4.
Сюжет
5.
Композиция
6.
Жанр произведения
7.
Система образов
8.
Язык художественного произведения
9.
Выразительные средства языка
10.
Размер стиха
11.
Собственная аргументированная оценка
 
III-й уровень. Творческая работа. Сочинение (10 баллов)
Напишите сочинение (1,25 стр.). Не забудьте продемонстрировать свой круг чтения.
 
«Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно»
 
Примечание. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Категория: Олимпиады | Добавил: panova
Просмотров: 413 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск