Понедельк, 25.09.2017, 11:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Портфолио учителя » Достижения учителя [ Добавить материал ]

Участие в Международной конференции
[ · Перейти по ссылке () ] 26.02.2017, 08:07

Международная конференция "Поликультурное воспитание личности как одно из приоритетных направлений современного образования" 2017 год, г.Костанай Казахстан.

                                                      ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Панова  Елена  Викторовна 
учитель русского языка  и  литературы
Шахтёрской  общеобразовательной  школы  І-ІІІ ступеней № 18 ДНР,
специалист высшей категории, «Учитель-методист»

Литература - это храм,  куда можно войти только с чистой совестью    и благородными намерениями. 
                                                     Ф.Шиллер

Сегодня, когда актуален вопрос об умножении и углублении связей между всеми странами, чрезвычайно актуальным является сравнение литературных произведений русской и мировой литературы. Это даёт возможность показать учащимся, что объединяет разные народы, и то, что свидетельствует о самобытности нации. Таким образом, главная задача поликультурной компетентности является формирование уважения к традициям, обычаям, истории свого народа; утверждение гуманистической морали и общечеловеческих ценностей; формирование толерантного отношения к культурам и традициям других народов; на основе овладения достижениями национальной культуры стимулировать принятие и понимание других культур.
         Чтобы ученики осознали единство мирового литературного процесса, самобытности его составляющих, необходимо учить школьников проявлять литературные аналогии, определять общее и отличное в произведениях, находить их оригинальные черты.
        Широкие возможности для решения этой проблемы даёт взаимосвязь изучения русской и  мировой литературы, в частности, введение в школьную практику элементов историко-типологического и историко-генетического сопоставления. Чтобы ученики смогли усвоить мысль о едином закономерном развитии целых художественных систем и о художественной взаимообусловленности мирового литературного процесса в целом.
          Актуальность внедрения поликультурного образования обусловлена необходимостью организации общества на принципах гуманизма, свободы, равенства и социальной справедливости. В поликультурном образовании акцент делается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие общечеловеческое значение, а следовательно, должно способствовать развитию личности, установлению добрососедского сотрудничества на межличностных, государственных и международных уровнях.
        Поликультурное образование рассматривается как неотъемлемая составляющая национального воспитания. Она реализует принцип диалектического единства национального и общечеловеческого, что позволяет человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином и субъектом мировой цивилизации. Поликультурное воспитание - процесс социализации школьников, направленный на овладение личностью системой национальных и общечеловеческих культурных ценностей, формирование коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих школьнику осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие, понимать другие культуры, толерантно относиться к их носителям.
Работу учителя - словесника можно охарактеризовать словами                 К. Паустовского. Он писал о том, что каждый миг, каждое слово, каждая мысль - это золотые крошки, которые надо собирать десятилетиями, чтобы потом превратить в сплав и выковать из него свой «золотой цветок». Годами учитель идёт к этому. Какими будут его уроки - зависит от многих факторов: жизненного и методического опыта педагога, уровня учащихся. Но в одном можно быть уверенным - только создатель может воспитать творца. Только личность, обладающая педагогическим мастерством, смелостью в выборе форм и методов работы, способна повлиять на формирование духовного мира учащихся.
Поэтому на уроках литературы должна звучать музыка, раскрывающая характер эпохи, страны, персонажа, ученики должны видеть примеры живописи мировых мастеров, должен звучать язык оригинала литературного произведения. Это единство и поможет обогатить поликультурное образование современного ученика.
На уроках литературы, на которых изучаются произведения мировой литературы, предлагаю учащимся работать в группах. Дети объединяются в 4 группы: «Полиглоты», «Народоведы», «Культурологи», «Славяне». Группам предлагается выполнение творческих и исследовательских заданий.
1 группа «Полиглоты» работают над основной задачей «Язык оригинала». Во время работы учащиеся этой группы представляют по возможности биографию писателя его родным языком, декламируют отрывки из произведений языком оригинала, ищут видео- или аудиозаписи произведений, инсценируют отрывки на языке оригинала. 
2 группа «Народоведы» работают над основной задачей «Обычаи и традиции народов мира». Учащиеся этой группы представляют обычаи, традиции, экзотизмы, символы, особенности национальной внешности и жизни народов тех стран, представителями которых являются писатели или герои призведений.  Учащиеся ищут и  сопоставляют материалы об одной стране в разные эпохи. Например, в 7 классе в изученных произведениях Англия встречается во времена Робин Гуда, средневековая Англия в «Айвенго», 18 век в «Путешествии Гулливера» и 19-20 века в произведениях о Шерлоке Холмсе. Можно предложить этой группе вести электронную газету, каждый номер которой будет посвящен автору и его стране. 
3 группа «Культурологи» работают над основной задачей «Общечеловеческие культурные ценности». Учащиеся этой группы представляют культурные ценности разных народов, обращают внимание на моральные ценности в разные эпохи. Например, раскрывают отношение народов к своим героям: богатырям, рыцарям, казакам, солдатам. Представляют кодексы, правила, по которым жили в те времена, сравнивают с современными ценностями. Главный вопрос "Что объединяет разные народы?». В процессе работы будут формироваться у учащихся умения выделять общечеловеческое в произведениях. Их работа должна сформировать у всех учащихся понятия, свидетельствующие о крепком единстве людей на всей Земле, а именно: найти общие мысли; общие убеждения; общие стремления; общие взгляды; общие ценности у рассмотренных народов. Конечным продуктом будет презентация кодексов, общечеловеческих нравственных ценностей.
4 группа «Славяне» работают над основной задачей «Единство и различие славян с другими народами мира». Учащиеся этой группы сопоставляют сведения о других странах с жизнью славян. В разные эпохи от древности до современности между обычаями, традициями, нравственными ценностями славянских и других народов можно найти много общего и много различий. Ученики будут исследовать связь между произведениями, выполнять компаративный анализ произвелений. Ученики этой группы помогут понять, что русская культура тесно связана с другими народами. 
         ВЫВОДЫ
1. Исследовательская групповая работа научит  учащихся жить в единстве и мире на одной Земле.
2. Поможет стать толерантными, уважать культуру и традиции всех народов.
3. Сформирует желание обогащать свой духовный мир.
      Важно помнить о том, что поликультурное образование - сравнительно новая концепция, которая будет трансформироваться для того, чтобы соответствовать потребностям общества, социально постоянно меняется. Поликультурное образование - это сложный прогрессивный процесс реорганизации и реформирования образования, основной целью которого будет активная и эффективная жизнедеятельность в многонациональной и поликультурной среде, умеет жить в мире и согласии, а также глобальное переосмысление существующих недостатков и предотвращения дискриминационных процессов в образовательной практике. 
Понимание поликультурного образования начинается с осознания разнообразия окружающего мира, того, что страна, в которой ты живешь, и весь мир населены представителями различных этнических и культурных групп. И задача учителя - научить жить в многонациональном обществе на основе гармоничного взаимодействия.

Литература
1. Ананьин Э. Генезис становления и развития идей поле культурного образования .// Родная школа.-2006. №2. С.12-14.
2. Ковальчук А.С. Поликультурный подход в современном школьном образовании России: Дис.канд. пед. наук. - К, 2004. - 189 с.
3.Кузьменко В.В. Гончаренко Л. Формирование поликультурной компетентности учителей общеобразовательной школы. -Херсон, 2006
4.Седая Ю.В. Анализ подходов и ведущих концептуальных идей к определению сущности поликультурного образования. http://studentbank.ru/
5. Шоруба И.М. Проблемы поликультурного воспитания старшеклассников. // Студенческий научный вестник .: [сб. наук. работ]. - Вып. 9. Ч.1. - Кировоград, 2011.
6.http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pedalm/kuzmenko1.doc
7.http://intkonf.org/tischenko-om-dialog-yak-zasib-aktualizatsiyi-polikulturnoyi-osviti/ 

Категория: Достижения учителя | Добавил: panova
Просмотров: 88 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск