Суббота, 21.10.2017, 23:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Портфолио учителя » Разработки уроков [ Добавить материал ]

6 класс. Русский язык. Урок - творческая мастерская «Осень в звуках и красках».
06.08.2017, 15:37

Панова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Тема: Урок - творческая мастерская «Осень в звуках и красках». 6 класс

Цели: сформировать у учащихся умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения, развитие и совершенствование, коммуникативно - речевых умений школьников, формирование коллективизма, ответственности, трудолюбия, любви к прекрасному. обогащением их эмоционального и духовного мира.

Оборудование: репродукции картин осени русских художников, диск с музыкой А.Вивальди "Времена года" (композиция "Осень"), листы бумаги формата А-4, карандаши.

 

1. Индукция

- Прослушайте стихотворение А.С.Пушкина, о какой поре идёт речь?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. (А.Пушкин)

 

-Обратите внимание на картины русских художников. Как в народе называют состояние природы, изображённое на картинах?

(В. Поленов. Золотая осень. 1893, С.Петров. Золотая осень. 1997)

- Сегодня мы будем работать над словесным портретом золотой осени.

 

2. Создание творческого продукта

- А. Пушкин называет осень «очей очарование». Объясните это выражение. («Очи – глаза»; «Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию»)

- Какие ещё выражения из этого стихотворения помогают ощутить красоту осени?

(«природы увяданье»; «багрец» (образовано от прилагательного «багровый»), «багровый» – красный густого, темного оттенка)

- Как видим, поэты могут подобрать такие эпитеты, метафоры, сравнительные обороты, которые очень выразительно подчёркивают то, о чём они пишут.

 

- Задание группам. Составить кластер «Природа осенью» на листах А4, выбрав для будущего вашего сочинения эпитеты, метафоры, сравнительные обороты из предложенных вам отрывков из стихотворений русских авторов.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера... (Ф.Тютчев)

 

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки ёлочки темнеют
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной... (И.Бунин)

 

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья. (К.Бальмонт)

 

«Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит ...» (Н.Некрасов)
 

3. Социализация

Презентация группами кластеров.

4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция

- Допишите в свои кластеры новые словосочетания, которые вам понравились. Продумайте жанр вашего сочинения: описание или сказка.

 

5. Новая информация

- Какое самое дивное явление ежегодно мы наблюдаем осенью? (Листопад)

- Осень без красок и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым лоскутным одеялом.

- На партах у вас листочки разных деревьев. Какие они?

(Красные, желтые, бурые, золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пурпурные, пестрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые, пунцовые.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали багряными и золотыми.)

-Листопад можно сравнить с золотым дождем.
-Что вам показалось особенно красивым во время листопада?
Если вдруг ветер налетит, то закружится пестрый смерч, а если ударит по дереву, то хлынет сверкающий водопад.
-Листья падают. А какие еще слова, называющие действия, можно будет использовать в своей работе?
Они не просто падают, а кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут.
Да, полетели листья, как птицы по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы, по земле, зашумел золотой дождь.
-А если прислушаться, то что можно услышать осенью?
Как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами.
Да, куда ни взглянешь, листья вверху, внизу, вокруг – одним словом, всюду и везде. Вот листья, красиво покачиваясь на «крыльях ветерка», опускаются на воду тихо и плавно, не спеша и спокойно. Как разноцветные кораблики, они плывут по реке – желтые, красные, оранжевые.

- Интересно, что чувствуют деревья осенью.
- Рябинка, словно девушка, нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах и серьгах, одни листья у нее пожелтели, другие стали пурпурными.
Да, в народе про рябину говорят: «Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы».

-Ребята, у какого дерева даже в самый безветренный день листья дрожат?
У осинки дрожат листики, будто все время шепчутся.
В лесу осиновом дрожат осинки,
Срывает ветер с осин косынки.
(В.Степанов)
- Как выглядит осинка осенью?
Осенью она превращается в ослепительную красавицу. Листья, как фонарики, могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым переливом, лимонно-желтыми, малиновыми, пурпурными, огненно-красными, почти черными.
Да, ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок, как осина.

-А как осенью выглядят березки и клен?
Березки словно в золоте.
Клен роняет листья, будто оранжевые звезды.

-В чем же красота их осеннего наряда?

 

6. Корректировка. Групповая работа.

- Используя полученную информацию, составьте словесный портрет золотой осени.

7. Социализация.

Озвучивание сочинений

8. Общая рефлексия

- Продолжите предложение: «Мы любим осень за ….»

(За красоту! За фрукты, овощи! Но не только. Завершается годовой цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее краткости - вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года.)
 

Домашнее задание: Написать каждому словесный портрет золотой осени.

Категория: Разработки уроков | Добавил: panova
Просмотров: 70 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск