Пятниця, 24.11.2017, 04:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Портфолио учителя » Самоанализ [ Добавить материал ]

Толерантность как одна из основных компетенций педагога
09.06.2016, 20:30

Толерантность    

В английском языке- готовность быть терпимым; во французском- отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском- быть по отношению к другим великолепным; в арабском- милосердие, терпение, сострадание; в русском- умение принять другого таким, какой он есть.

Компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

   Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и других. Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися, поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития толерантности  как профессиональной ценности современного педагога.

  Развитие толерантности является одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки педагога, так как  способствует установлению гармоничных отношений с коллегами, обучающимися, окружающими людьми и целым миром, создает условия для повышения эмоциональной устойчивости, хорошего психологического самочувствия.

Толерантность учителя проявляется в отношении  к ребенку как к человеку, которому свойственны как хорошие, так и плохие черты, принимая его таким, какой он есть. Отсюда задача педагога – строить свою деятельность, развивая в ребенке его лучшие черты и ослабляя, ограничивая его отрицательные. Толерантность невозможна в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий воспитания толерантности не только у учащихся, но и у педагогов,  является освоение учителем гуманистических  принципов общения с детьми и их родителями в организации учебно-воспитательного процесса.

Деятельность учителя в формировании толерантных отношений заключается в готовности и умении  вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается.

   Учитель- это душа процесса образования. Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы  сотрудничества в классе, школе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями. Поэтому толерантность является одной из основных компетенций педагога. Если педагог толерантен,  уверен, открыт, недирективен, доброжелателен, выступает по отношению к учащемуся в роли наставника, помощника, он будет оказывать позитивное влияние на других.  Перефразируем известное высказывание «Дети любят отраженной любовью»  в актуальное для нас: «Дети ведут себя так, как ведем себя мы».

   Проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется по тому, как педагог разрешает противоречие между требованиями, которые он в соответствии с принятыми нормативами предъявляет к детям, и мерой их реального воплощения со стороны детей. Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым требованиям, вызывает этим раздражение, агрессию. В свою очередь, терпимый педагог способен преодолеть свое раздражение, понять истинные мотивы поведения ребенка, вызывающие негативную реакцию, и, в конечном итоге, проявляя терпение, принять ребенка, понять тот факт, что процесс воспитания и обучения  не дает одномоментного эффекта, а результаты могут проявиться через много лет. В то же время практически любой педагог понимает важность и значимость терпения и терпимости в педагогическом процессе, однако, далеко не каждый реально знает, как это свойство приобрести. Толерантный учитель:

  • осознает, что его воспринимают как образец для подражания;
  • осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;
  • поощряет творческие подходы к решению проблем;
  • содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;
  • учит мыслить критически и умеет ценить позиции других;
  • ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.

Советы педагогам:

  1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.
  2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг  с другом.
  3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
  4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
  5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.
  6. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.
  7. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.
  8. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.
  9. Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.
  10. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.
  11. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям,  а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.
  12. Если другие не разделяют ваших точек зрения- это не показатель их несостоятельности.
  13. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
  14. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
  15. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.

В определении уровня толерантности два полюса: агрессия и доброжелательность. Нужно помнить: чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны  владеть коммуникативной компетенцией, понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения:

- позитивное влияние – улыбка, кивание, поднятие брови,  внимательный взгляд, распахнутые руки, рукопожатие, аплодисменты;

- негативное влияние – хмурость, взгляд из-под полуприкрытых век, враждебный взгляд, пристальный, насмешки, скрещенные на груди руки,  поза «руки в боки», взгляд, направленный в сторону во время ответа ученика.

 Поведение учителя многое говорит ученикам о том, как учитель относится к ним на самом деле. Необходимо постоянно контролировать свой стиль общения с учащимися. Профессиональная компетенция и индивидуальные способности учителя определяют успех любого мероприятия в образовательном процессе.

Толерантный учитель, педагог- это оптимист, любящий жизнь,  добродушен, жизнерадостен, самостоятелен и реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, постоянно ставит перед собой творческие цели, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе, обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой.

           Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка -школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

        Не показывайте  своего превосходства над человеком, даже если это твой ученик,- должны сказать мы. Давайте видеть в каждом ребенке что-то хорошее. Толерантность должна быть такой, чтобы мы могли принимать в качестве полезных даже противоположные нам взгляды, учитывая то, что благодаря им мы осознаем, заново оцениваем наши взгляды.

Практикум

 Какой смысл  вкладывают  обучающиеся в понятие «толерантный учитель»?

Итоги опроса:

«Толерантный учитель- толерантный человек прежде всего. Одинаково относится ко всем ученикам. Не делит их на богатых и бедных, плохих и хороших. Смел в общении с учениками, отличающимися от других»

А сейчас попробуем составить групповой портрет толерантной личности.

Проводим опрос, при этом объясняем смысл понятий, подводим итоги.

Опросник

 “Черты толерантной личности”

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка Б

расположенность к другим                  

 

 

снисходительность                            

 

 

терпение               

 

 

чувство юмора     

 

 

чуткость

 

 

доверие                       

 

 

альтруизм

 

 

терпимость к различиям            

 

 

умение владеть собой

 

 

доброжелательность  

 

 

умение не осуждать других

 

 

гуманизм

 

 

умение слушать

 

 

любознательность

 

 

способность к сопереживанию

 

 

 

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, по вашему мнению, у Вас наиболее выражены; “0” напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке Б поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Черты толерантной личности:

Расположенность к другим подразумевает хорошее отношение, симпатию к другим. Человек, обладающим этим качеством, всегда остаётся простым и открытым.

Снисходительность- это терпимое отношение к чьим-либо  слабостям, недостаткам, отсутствие излишней требовательности.

Терпение- это черта характера, помогающая переносить физические, умственные или эмоциональные напряжения, способность долго стремиться к цели, даже не получая на первых порах результата, или получая незначительный результат.

Чувство юмора- способность человека относиться к происходящему с лёгкостью, делать юмористические комментарии, вести себя смешно в каких-то ситуациях.

Чуткость-  это уважительное отношение и забота о людях, внимание к их нуждам и запросам.

Доверие-   это психологическое   состояние, в силу которого мы полагаемся на кого-либо, на мнение,  кажущееся нам авторитетным.

Альтруизм- способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов  другого.

Терпимость к различиям-  позиция открытости и уважения к различиям   между   людьми (национальным, религиозным…)

Умение владеть собой  означает быть хозяином своего ума, своих эмоций,  умение дисциплинировать себя.

Доброжелательность- постоянное позитивное отношение к окружающему миру.

Умение не осуждать других- умение понять другого, поставить себя на его место.

Гуманизм-  человечность в отношении к людям.

Умение слушать-  один из способов проявить уважение к человеку, установить с ним глубокий контакт, уяснить суть сказанного.

Любознательность-  активный интерес к окружающему миру, явлениям, людям.

Способность к сопереживанию-  способность сочувствовать другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

Любите друг друга и учитесь прощать!

Категория: Самоанализ | Добавил: panova
Просмотров: 244 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск