Воскресение, 11.12.2016, 02:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Анализ произведений [ Добавить материал ]

Бальмонт К. "Я мечтою ловил уходящие тени"
06.11.2016, 16:33

Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

 

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

 

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

 

А внизу подо мною уже ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

 

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени  под ногой у меня.

 

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? ( Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)

- Какие картины возникли в вашем воображении? (Закат солнца. Высокая башня….)

-Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили? (Повторы).

-Посчитайте, сколько раз они встречаются? ( 10 раз в двадцати строчках).

- Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует? (Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)

- В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.

- Ещё какие-то особенности вы заметили? (Часто употребляется личное местоимение «я»).

- Посчитайте, сколько раз. ( 11 раз в 20 строчках).

-Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения.

- Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).

- Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? ( С переносным).

- Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.

        Лингвистический анализ текста.

- С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).

- А кто подразумевается под «Я»? (Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)

- Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору? ( Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).

- Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.

- «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится? ( Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)

- Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Это день? (День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

- Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово? (С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).

- Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.

- А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»? (Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали…

- В каком значении употребляют двойной союз?

(В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).

- Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане,  а у поэта – они яснее.

… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

- Прокомментируйте эти строки.

(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)

- Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.

Мы прочитали стихотворение  медленно, обращая внимание на значение   слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?

Категория: Анализ произведений | Добавил: panova
Просмотров: 37 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
МОН ДНР
ИППО Донецк
Инфоурок
Библиотека