1. Ранние романтические произведения
Почему Горький выбирает романтический тип героя? |
• Время начала творчества А. М. Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем. |
• Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового. |
• Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях. |
• Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, отжившим, возникает необходимость найти «нравственный идеал». |
• Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях. |
Характерные признаки романтического произведения:
герой противопоставляется «толпе»;
герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;
необычный пейзаж (морской, степной), обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.
|
2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»
• Рассказ-размышление о смысле жизни
• Главный герой - исключительная личность
|
|
Особенности композиции: |
1 |
состоит из трех самостоятельных частей |
2 |
сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования |
3 |
первая и третья часть - легенды - противоположны по содержанию |
4 |
центральная часть - рассказ о старухе Изергиль |
Сравнение двух главных героев:
Параметры для сравнения
|
Ларра
|
Данко
|
Внешность
|
«красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»
|
красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»
|
Жизненная позиция
|
? он не похож на других людей - не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;
? «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени - «наказание ему в нем самом»
|
? «лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке»;
? «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость
|
Итог жизни
|
одиночество
|
Послесловие
|
от Ларры осталась только тень, бродящая по степи
|
от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой
|
Вывод
|
крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям
|
альтруист, выражающий высшую степень любви к людям
|
антиидеал
|
романтический идеал
|
Старуха Изергиль |
• Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) - альтруизм (Данко). |
• Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования. |
Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:
1
|
Ларра и Данко
|
Старуха Изергиль
|
Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.
|
2
|
Данко
|
Старуха Изергиль
|
Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.
|
3
|
Ларра
|
Старуха Изергиль
|
Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно», беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры), она платила за это, «тратила» себя, не жалея.
|
4
|
Ларра и Данко
|
Старуха Изергиль
|
Итог жизни - одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.
|
5
|
Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать собой.
|
3. Пьеса «На дне»
Смысл названия
• В пьесе М. Горького отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году). Перечень названий, которые последовательно давал Горький своей пьесе, показывает напряженность и направление поиска: «Без солнца» -> «Ночлежка» -> «В ночлежном доме» -> «На дне». |
• Философская проблематика, прежде всего, отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма. |
• Размышление о правде и спор о предназначении человека. |
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки - в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности:
|
Клещ
|
«Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо...вот она, правда!»
|
Анна
|
«Не помню - когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь моя дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...»
|
Актер (стихи Пьера Беранже)
|
Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет Мир дорогу найти не умеет, - Человечеству сон золотой...
|
Лука
|
Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение, или даже обман - «золотой сон» (подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, «обух для людей»), человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание.
|
Сатин
|
Призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению героя, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающейся на настоящее, не отрывающейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда, «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!» «Ложь - религия рабоа и хозяев... Правда - бог свободного человека!»
|
Речь идет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь.
|
Герои пьесы «На дне»
герой
|
Как оказался на «дне»
|
Характеристика героя
|
мечты
|
Бубнов
|
Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.
|
Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.
|
Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.
|
Настя
|
Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.
|
Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.
|
Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.
|
Барон
|
Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.
|
Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.
|
Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.
|
Алёшка
|
Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.
|
Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".
|
Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".
|
Васька Пепел
|
Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.
|
Слабохарактерный, влюбленный человек.
|
Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.
|
Актёр
|
Опустился на дно из-за пьянства.
|
часто литературные произведения.
|
Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.
|
Лука
|
загадочный странник. О нем известно не много.
|
Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их.
|
Мечтает помочь всем нуждающимся.
|
Сатин
|
человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму.
|
Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение.
|
Мечтает донести до людей свою философию.
|
Черты романтизма в героях
Герой
|
Среда обитания
|
Черты характера
|
Отношение к окружающим
|
Род занятий
|
Челкаш
|
торговый порт
|
свободный, гордый, одинокий
|
презирает Гаврилу
|
бродяга, вор
|
Лойко Зобар
|
свободное передвижение
|
свободный, гордый, самолюбивый, одинокий
|
влюблен в Раду
|
цыган, крадет лошадей, певец, музыкант
|
Ларра
|
высоко в горах в гнезде орла, вдали от людей
|
гордый, свободный, одинокий, жестокий, себялюбивый
|
презрение ко всем людям племени
|
живет в свое удовольствие
|
Данко
|
один из племени, живущего чаще страшного леса
|
гордый, свободолюбивый, гуманный, добрый, одинокий
|
любовь к представителям племени
|
стал вожаком у людей, выводит их из глухого леса
|
Изергиль
|
цыганский табор; гарем турецкого хана, свободное передвижение
|
свободолюбивая, гордая, влюбчивая, целеустремленная
|
любовь к одним и презрение к другим. Презрение и ненависть к слабым
|
цыганка, которая живет и действует во имя свободы ( часто личной свободы)
|
Буревестник
|
кружит «над седой равниной моря»
|
гордый, сильный, свободный, жизнерадостный, одинокий, беспокойный
|
любовь к окружающему миру
|
предвещает бурю
|
Сокол
|
живет высоко в горах, летает в небе
|
гордый, смелый, мужественный, целеустремленный, свободный, одинокий
|
ненависть и презрение к гагарам, пингвинам и им подобным. Отрицает бездуховность Ужа.
|
живет в борьбе против подхалимства, лицемерия, лжи
|
Напишите сочинение на тему: «На дне» – социально-философская драма».
ПЛАН.
1Спор о назначении человека.
2«Три правды» в пьесе, их трагическое столкновение:
а) правда факта Бубнова;
б) правда утешительной лжи Луки;
в) правда веры в человека Сатина.
3Наташа как жертва грязного мира.
4Авторская позиция в пьесе.
5Новаторство Горького-драматурга.
|