Цитатная характеристика Григория Мелехова из романа «Тихий Дон»
В начале романа «Тихий Дон» Григорий – веселый, бойкий, озорной парень:
«Юношески круглая и тонкая шея, беспечный склад постоянно улыбающихся губ»
В жилах Григория течет кровь бабки-турчанки, на которой дед женился вопреки мнению всех хуторных. Он унаследовал также крутой нрав своих деда и отца:
«Григорий шел, придерживаясь за переднее стульце, на котором сидел брат; хмурился. От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок.
Человеческие чувства не подчиняются общественным правилам. Оглушительная страсть к замужней соседке Аксинье накрывает парня с головой:
Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть»
Товарищи Григория, раньше трунившие над ним по поводу связи с Аксиньей, теперь молчали, сойдясь, и чувствовали себя в обществе Григория неловко, связанно. Бабы, в душе завидуя, судили Аксинью, злорадствовали в ожидании прихода Степана, изнывали, снедаемые любопытством. На развязке плелись их предположения.
«Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не чуралась бы других, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам»
В какой-то момент Григорий прекращает связь, выполняет волю отца и женится на юной девушке Наталье. Однако женитьба не оказывается счастливой, сын обвиняет в этом отца и вновь показывает свой непокорный характер, забирает Аксинью и уходит с отчего хутора:
«Григорий тянул за рукав брошенный на кровати полушубок, раздувая ноздри, дрожа в такой же кипящей злобе, как и отец. Одна, сдобренная турецкой примесью, текла в них кровь, и до чудного были они схожи в этот момент».
Ловкий и храбрый, прирожденный воин, Григорий попадает на фронта Первой мировой, где ему удается отличиться и показать свою молодую удаль. Еще бы, ведь казаков воспитывали настоящими бойцами, в духе служения царю. Однако вскорости становится ясно, что война, убийства меняют человека, и не в лучшую сторону:
«Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым - четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».
Отношения с Аксиньей портятся:
«Холодком тянуло в письмах…» Вернувшись домой, где во время его отсутствия умерла маленькая дочь, Григорий узнает, что Аксинья- любовница панского сына. Ударив ее кнутом в гневе, он возвращается к жене, но долгие годы вспоминает утраченную любимую:
«Лежа здесь, на холме, он почему-то вспомнил ту ночь, когда с хутора Нижне-Яблоновского шел в Ягодное к Аксинье; с режущей болью вспомнил и ее. Память вылепила неясные, стертые временем бесконечно дорогие и чуждые линии лица. С внезапно забившимся сердцем он попытался восстановить его таким, каким видел в последний раз, искаженным от боли, с багровым следом кнута на щеке, но память упорно подсовывала другое лицо, чуть склоненное набок, победно улыбающееся. Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка... их так любил целовать он когда-то...»
Начинается гражданская война, Григорий принимает сторону красных, но после зверского бессмысленного расстрела пленных переходит на сторону белых казаков, отличается и там:
«Стало казаться, что уже и правды не свете не существует и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее, надо биться крепко, не качаясь – как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба…»
Григорий, не покидая жены, сходится и с Аксиньей тоже:
«Любушка! Незабудняя!»
Со временем Григорий Мелехов становится озлобленным, жестоким. Отец сердится на него:
«Герой, белый офицер, истый орел, командир дивизии, заслуженный, весь на кочках, и ни одну нельзя тронуть».
Григорий сам понимает это и говорит жене:
«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл! Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась! Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»
Вскорости, видя смерть друзей и близких, Григорий начинает терять интерес к войне. Он, как и другие офицеры, пьет, видя глупость и бессмысленность убийств. Его тянет к мирному труду:
«когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, - выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, - теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, - поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет…»
В финале романа из близких людей у Григория остаются только сестра и сын. Из офицеров он попадает во врагов, гонимых новой властью, Но он все еще держится в этом мире:
«Большой, мужественный, поживший и много испытавший казачина с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками черных усов, с преждевременной сединой на висках и жесткими морщинами на лбу – неистребимыми следами пережитых за годы войны лишений»
Описание внешности Григория Мелехова: "...горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы..." "...собой с лица красивенький…" "...к черному ласковому парню..." "...младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое..." "...Что за черт, не особенно высокий… — замурлыкал седой доктор..." "...коричневая кожа скуластого его лица..." "...только и доброго, что черный, как цыган..." "...Григорий ослепил ее белизною своих волчьих зубов..." "...на лбу его черной спутанной челкой прыгали волосы..." "...на запрокинутой голове Григория жесткие, как конский волос, завитки..." "...неподатливые, черствые на ласку Гришкины руки..." "...глядит на его красивый хрящеватый нос..." "...целует лицо его, шею, руки, жесткую курчавую черную поросль на груди..." "...его сильные ноги, уверенно попиравшие землю..." "...Его смуглое тело отливало цветом томленого дуба. Он конфузился, глядя на свои ноги, густо поросшие черным волосом..." "...Рожа бандитская… Очень дик..." "...Переродок! С Востока, наверное..." Глаза Григория: "...в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз..." "...черные Гришкины глаза..." "...открывает горячие свои, нерусские глаза..." "...Вообразите, увидит государь такую рожу, что тогда? У него одни глаза..."
Внешность Григория на службе у пана перед войной 1914 года: "...Легкая, сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет..."
Внешность Григория на войне в 1914 году: "...Он заметно исхудал, сдал в весе..." "...борозда <...> темнела, стекая наискось через лоб, незнакомая..." (у Григория на лице появляется морщина от душевных страданий) "...Григорий, торопясь, снял шаровары, отошел на гребень плотины, коричневый, сутуло-стройный, на взгляд Петра постаревший за время разлуки..."
Одежда Григория Мелехова (традиционная казачья одежда): "...стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник..." (чирики - туфли) "...след, оставленный остроносым Гришкиным чириком...""...в мускулистую прижженную солнцегревом шею..." "...Широкие Гришкины шаровары, заправленные в белые шерстяные чулки, алели лампасами. На спине его, возле лопатки, трепыхался клочок свежепорванной грязной рубахи, желтел смуглый треугольник оголенного тела..." "...Григорий в накинутом на плечи зипуне вылез из темноты, подошел к огню..." (зипун - кафтан) "...бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары..." "...на спине Григория трепещет, надуваясь от ветра горбом, сатиновая синяя рубаха..." (нарядная одежда Григория, когда он едет свататься к Наталье) "...дергал его за полу сюртука..." (Григорий надевает сюртук на свадьбу с Натальей) "...Григорий, надевая полушубок, слышал..." (зимняя одежда) "...подхватил упавшую с кровати папаху..."
Вес Григория - около 84,5 кг: "...Пять пудов, шесть с половиной фунтов, — не опуская вздернутых бровей, ответил седой доктор..."
Личность и характер Григория Мелехова
Григорий Мелехов - своенравный и простой парень: "...похожий на прежнего норовистого и простого парня..."
Григорий Мелехов - упрямый человек. Он не всегда слушается отца: "..«Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок..." (стреноженный - то есть со связанными ногами)
Григорий Мелехов - удалой казак: "...Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль..."
Григорий Мелехов - хозяйственный и работящий мужчина: "...Гришка нравился <...> за любовь к хозяйству и работе..." "...Работящий паренек..." Григорий Мелехов - совестливый человек: "..«Лежачего вдарил…» — Григорий побагровел. "...Ксюша… сбрехнул словцо, ну, не обижайся..."
Григорий Мелехов - горячий человек. Он способен на безрассудные, "бешеные" поступки: "...Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину породу выродился, истованный черкесюка!.." "...От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок..."
Григорий Мелехов - упорный и настойчивый человек: "...Он упорно преследовал ее своей настойчивой и ждущей любовью. И это-то упорство и было страшно Аксинье. Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится..."
Григорий - нетрусливый человек: "...Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится..."
Григорий - гордый человек. Он не позволяет отцу бить себя и не просит помощи у отца, когда есть нужда: "...Драться не дам! — глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль..." "...надеялся на сколоченные деньги, не кланяясь отцу, купить коня..."
Григорий - ловкий казак. Он отлично выполняет джигитовку на лошади: "...на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз..." (джигитовка - это разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади) Григорий - грамотный казак. Он умеет писать: "...Григорий писал домой изредка..." Григорий любит тихую деревенскую жизнь на хуторе: "...От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?.."
Григорий Мелехов любит родные места и реку Дон: "...Скучаю по хутору, Петро. По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь. Тошное место!.."
Григорий не переносит женских слез: "...Григорий не переносил слез. Он беспокойно заерзал по земле, ожесточенно стряхнул со штанины коричневого муравья и снова коротко взглянул на Аксинью..." Григорий Мелехов не позволяет к себе плохое обращение в армии (когда другие терпят): "...вахмистр налетел на него коршуном, занес руку. — Не трожь!.. — глухо кинул Григорий, глядя в рябившую под срубом воду...." "...Вот что, — Григорий оторвал от сруба голову, — ежели когда ты вдаришь меня — все одно убью! Понял?.."
Григория мучает совесть на войне за то, что он убивает людей в бою: "...Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули..." "...Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?.." "...Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?.."
Образ Мелехова в кинематографе
Кадр из фильма «Тихий Дон». 1930
Первым исполнителем роли Григория Мелехова стал Андрей Абрикосов, который снялся в картине, поставленной по двум первым книгам романа. Как вспоминал впоследствии актёр, в момент кинопроб он ещё не прочитал шолоховского произведения и пришёл на площадку неподготовленным; представление об образе персонажа сложилось позже. По словам актрисы Эммы Цесарской, сыгравшей Аксинью, Шолохов после выхода фильма писал продолжение «Тихого Дона» с оглядкой на героев, воплощённых в ленте.
В 1958 году эпопея «Тихий Дон» была поставлена режиссёром Сергеем Герасимовым. Роль Григория Мелехова, исполненная Петром Глебовым, стала, по мнению киноведов, важнейшей в творческой биографии актёра: «Дело даже не в том, что Глебов одушевил образ книжного героя и тем поставил под подозрение любую альтернативу, любого другого исполнителя. Важнее то, что ему удалось невозможное — в одиночку изобразить „народ“».
В последующие годы образ Григория Мелехова воплотили на экране Руперт Эверетт в телесериале Сергея Бондарчука «Тихий Дон» и Евгений Ткачук в телесериале Сергея Урсуляка (2015) .
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=IhZI2Kk9Cpk
https://www.youtube.com/watch?v=lMzRNOqYj04
|