Вторник, 16.04.2024, 13:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Анализ произведений [ Добавить материал ]

Шолохов М.А. "Тихий Дон" Мысль семейная в романе
04.07.2016, 18:37

   Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы. И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца. 
    Род, семья — святые понятия для казаков. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы — по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос — по отцовской. 

    Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело... От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там? 

    Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков. Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти. Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

    Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую. Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» — тот отвечает: «Я почем знаю». Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

    Действия романа охватывает период в десять лет. Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

    Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких. Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни. Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор». Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына. Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице. Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых — это общая участь, общая драма всего казачества. 

    Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд. Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

Тема семьи в романе

1.Вступление. Композиция романа: повествование начинается и заканчивается изображением мелеховского куреня. История страны и история семьи. Толстовская традиция в изображении крупных исторических событий через призму семейных отношений.
2.Семья Мелеховых.
    а) Черты родового сходства в семейном портрете. Семья как единый организм. Крепкая дружба между членами семьи (Григорий и Петр, Григорий и Дуняшка, Дуняшка и Наталья). Значение предыстории мелеховского рода в композиции романа.
    б) Традиции и этические нормы, на которых основывается существование казачьей семьи. Культ стариков, власть отца, строгость в отношении к детям. Послушание (женитьба Григория на Наталье). Понятие семейной чести. Отношение к женщине в семье.
    в) Трудовая жизнь семьи: эпизод лугового покоса, рыбной ловли. Любовь к земле-кормилице как объединяющее начало.
    г) Отношение к государевой службе. Гордость отца за воинскую доблесть сына. Сборы на службу – дело чести всей семьи.
    д) Разрушение семьи в эпоху грозных исторических катаклизмов.
3. Заключение. Гражданская война как разрушение семейного единства. Трагический финал романа (Григорий с сыном на пороге опустевшего мелеховского куреня), утверждающий бесчеловечность братоубийства и святость семейного родства. Роман заканчивается весной, что символизирует начало новой жизни.

Какие семьи изображены в романе Тихий Дон?

Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы — все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье имение Ягодное расположено неподалеку.

Некоторые семьи имеют предыстории, например Мелеховы. Автор объясняет, откуда «повелись в хуторе горбоносые, диковато­красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — турки». 

Женщина-мать – хранительница домашнего очага, оплот морали казачьего дома – почиталась казачеством. Ильинична – идеальный образ женщины-казачки. Она подчиняется своему мужу: не перечит его хозяйственным решениям, выслушивает его брань. Но её роль в семье не ограничивается заботами о быте и распределении женских обязанностей по дому. Ильинична – главный источник той любви, которая питает жизненную силу семьи. Ильинична – самый трагичный и в тоже время очень сильный женский образ. Нелюбимая в молодости мужем, жестоко им битая, Ильинична заставила Пантелея Прокофьевича уважать и ценить себя. Это удалось ей благодаря терпению, она никогда не пыталась отказаться от казачьего бытия или подвергнуть его критике. Ильинична – самый яркий образ хранительницы народной философии, воплощённой в жизни и отношении к ней. Для всех членов семьи Мелеховых Ильинична – огромный моральный авторитет. Дуняша, решившая выйти замуж за Кошевого, долго пытается получить одобрение Ильиничны на этот брак. Ильинична достаточно строга с детьми и невестками, особенно, когда речь идет о моральных вопросах. Всю жизнь сдерживала она, как могла, склонную погулять старшую невестку.

При всей строгости нравственной оценки поступков детей и невесток, старшие Мелеховы не отрекаются от них. Стремятся уберечь от ошибок, защитить. Даже после самоубийства Дарьи, когда поп Виссарион отказывается хоронить её на кладбище, Пантелей Прокофьевич противится этому.

Молодые Мелеховы признают власть родителей не потому, что боятся потерять наследство, а потому, что уважают семейную иерархию. Однако младшее поколение в казачьей семье не было безгласым. Сложные внутрисемейные проблемы решались на семейном совете. Мелеховы не только открыто советуются, но и прибегают к секретничанию. С глазу на глаз поучает Пантелей Прокофьевич Григория из-за связи с Аксиньей. Также тайно разбирается он и с загулявшей невесткой Дарьей. Секретничают между собой Наталья с Дарьей, Ильинична с Натальей, Петр с Григорием. Самые тайные разговоры ведутся за пределами дома. В этом проявляется подспудное стремление оберегать чистоту семейного очага от всяческих «нечистых» обстоятельств.

Рухнувший под натиском революции и гражданской войны уклад похоронил надежду главного героя вписаться в мир, в мире же утраченной гармонии он жить не захотел: именно этим объясняется его решение вернуться домой, не дожидаясь амнистии. Как и положено герою, Григорий Мелехов разделил судьбу своего народа.

Сначала семейные связи определяются традиционными со­циально-бытовыми условиями: брак Григория и Натальи породнил семьи Мелеховых и Коршуновых. Молодые казаки дружат между собой, даже молодой Листницкий участвует в скачках с «хуторски­ми ребятами». Но совсем редким для хуторских нравов был уход Григория из семьи с любимой женщиной в наемные работники к Листницким.

Старшее поколение связано общим «служивским» прошлым; так, отставной генерал Листницкий — сослуживец Прокофия Мелехова. Только Моховы и Листницкие заметно отделяются социальными барьерами от остальных. Когда Митька Коршунов «обгулял» Лизу Мохову, его повинное сватовство с презрением отверг ее отец. Первая мировая война, кажется, только сплотила представи­телей разных семейств. Большинство молодых казаков воюет, все на одной стороне. И когда Григорий первый в хуторе заслужил геор­гиевский крест, это была радость для всего Татарского. Но меняется психология людей, вынужденных убивать. Евгений Листницкий по­зволяет себе соблазнить Аксинью, так как на фронте «рисковал жиз­нью»: «Мне все можно!»

Трагически изменились взаимоотношения между людьми, ког­да началась гражданская война. Михаил Кошевой (красный) уби­вает Петра Мелехова, сжигает дома богатых хуторян, в том числе и Коршуновых, убивает деда Гришаку. Митька Коршунов, служащий в карательном отряде, в отместку задушил старую мать Кошевого, сжег его домишко вместе с детьми сестры Михаила — Марьи. Расстрелян хуторской атаман Мирон Коршунов, который совсем не­давно помог Кошевому, как единственному кормильцу, освободиться от военной службы. Но на войне люди проявляются по-разному. Митька Коршунов признается: «Люблю войну!» Григорий (если исключить месть за брата) не расстреливал пленных, был против мародерства, за что его понижали в звании. Степан Астахов, которого Григорий спас во время боя, признался, что трижды стрелял ему в спину, мстя за Аксинью. Кошевой руководствуется только прямолинейной политической догмой: «Какая она, политика, злая, черт!.. Он (Григорий) мне — как брат». Но «под разговор и зарезать можно». Григорий думает иначе: «Ежли все помнить — волками надо жить». Для Дуняшки, Ильиничны, Натальи кровное родство — непреходящая ценность. К концу повествования из шести семей (Моховы уехали за Донец, Степан — в Крым) в живых остались сестра и сын главно­го героя и трое казаков среднего поколения: председатель ревкома Михаил Кошевой, еще не вернувшийся с войны Митька Коршунов и Григорий Мелехов. В открытом финале нет ясной перспективы их возможного будущего.

 

Категория: Анализ произведений | Добавил: panova
Просмотров: 6672 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск