Пятниця, 29.03.2024, 13:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Биографии [ Добавить материал ]

Значение творчества Ф.Достоевского
02.04.2016, 14:50

Достоевский принадлежит к светилам, которые высоко поднялись над  художественным горизонтом человечества и видны отовсюду. Отсветы его открытий легко заметить у таких непохожих художников, как Томас Манн и Генрих Манн, Джойс и Кафка, Моравиа и Грин, Камю и Сартр, Леонов и Федин, Шервуд Андерсон и Фолкнер, Бёль и Паризе, Пикассо и Шостакович, Кобо Абэ и Куросава и т. д.

Но гораздо важнее, что некоторые общие тенденции современного искусства соприкасаются с той или иной гранью художественного опыта Достоевского.

В нашу эпоху жгучую остроту приобрел в литературе вопрос о сознательности человека и тем самым - об отношении между сознательным и бессознательным в его душе. Именно по этому вопросу Достоевский высказал много глубокого, имеющего непреходящий смысл. Для современного искусства характерен процесс своеобразной "идеологизации", но, как известно, русская критика давно и справедливо именует роман Достоевского романом "идеологическим". Внимание многих современных художников сосредоточено на внутреннем формировании идейного человека, и как раз пути и перепутья "человека идеи" Достоевский представил с замечательным разнообразием и полнотой.

Западная литература увлечена ныне многосторонним исследованием "отчуждения", Достоевский же не только ставил эту проблему, а также шел в ее художественном анализе за пределы экономической сферы - к отдаленнейшим формам психологического и духовного отчуждения человека от человека. Он изобразил буржуазную "идею" в ее крайней, предельной, фантастически завершенной форме. Удивительно ли, что его произведения сохранили жгуче-живое значение для художников, изображающих гибнущее общество, в котором буржуазная "идея" в ее крайней, предельной, фантастически  завершенной форме стала явью; Достоевский доводил реальное до степени неправдоподобного, в современном капитализме неправдоподобное сделалось реальным.

Он, как никто другой, умел пропускать действительность через субъект, и в этом за ним следуют многие писатели нашего времени. Нетрудно увидеть близость напряженной экспрессивности, составляющей атмосферу романов Достоевского, и современной тенденции к повышенной экспрессии в изображении жизни. И разве не обращаются современные художники к удивительному мастерству, с которым Достоевский сближает, сплетает, даже сливает злободневнейшее с "вечночеловеческим"? Одним словом, многие явления мирового искусства нельзя постигнуть, минуя живую роль, которую сыграла в их формировании и развитии поэтики Достоевского. 

Достоевский едва ли не величайший драматург после Шекспира. Шекспир через драму дал почувствовать эпическую ширь и разносоставность бытия; Достоевский через широту и многообразие романа дал почувствовать конфликтность и драматическую напряженность во всех элементах жизни и во всем ее целом.

Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа,—это темы антропологии, философии исто­рии, этики, философии религии. В этой области обилие и глубина идей у Достоевского поразительны, — он принадле­жит к тем творческим умам, которые страдают от изобилия, а не от недостатка идей. Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми, капиталистическими отношениями. Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений, повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни. Достоевский выразил страх перед победоносным шествием капитализма этих социальных слоёв, неустойчивых, социально и психологически ничем не вооружённых, не защищенных, доступных для всевозможных реакционных и упадочнических влияний.

Идеи социализма в духовном искании писателя отражали "решительное отвержение учения о радикальном зле человеческой природы, укрепляли веру в "совершенство души человеческой”.

Но уже в то время, в период мучительных исканий Ф. М. Достоевским гуманистических духовных оснований в решении нравственных проблем, в нем выражалась и вера в разрешение проблем социально-политического бытия путем просветительства, перестройки форм общественной жизни в зависимости от совершенства сознательной деятельности человека.

"Почвенничество" - любимая идея Достоевского: об известной нерасторжимой связи человека "с матерью землей", почвой, на основе общинного землевладения. Постановка и анализ Достоевским проблемы свободы в человеке имеет ключевое значение для понимания его социально-политических взглядов, то понимание свободы, которое с такой силой отвергает Великий Инквизитор, есть поистине самое высокое проникновение в тайну свободы, открывшуюся во Христе: никто в этом не стоит выше Достоевского.

Исследуя свободу как внутреннюю сущность человека, в своих романах "Записки из подполья", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Бесы" и др. он пытается выяснить диалектику движения добра и зла. В положительных и отрицательных чертах своих героев он стремится выявить глубинные особенности их сознания, чтобы на этой основе определить границы добра и зла, раскрыть мотивы преступления, нащупать тонкие грани, соразмерность перехода от непротивления злу насилием к наказанию зла.

Большое внимание Достоевский уделял вопросам отношения собственности и государства и складывающемуся на этой основе политическому устройству. Корень благоприятного, гармоничного развития этих отношений он видел в общинном землевладении и наделении непосредственного производителя землей.

Центральная мысль его философии - воля к жизни. Ф.М. Достоевскому в концепции воли чужд интеллектуализм, но в равной мере и иррационализм. Волю не определяют разумные мотивы, вместе с тем она не слепа и не противоречит сознанию. Воля создается всеми способностями души, как осознанными, так и неосознанными. Она проявляется в устремлениях, возникающих в едином жизненном порыве.

Из выше сказанного следует, что жизненная воля отдельного человека, по Достоевскому, не что-то абсолютно надындивидуальное, самостоятельное, она связана с жизненной волей других. Воля к жизни одновременно есть вызов и ответ, жажда и натиск. Она не знает цели, а только направление, в котором та находится, что позволяет ей динамично развернуться.

Философское творчество Достоевского, в его наиболее глубоких вдохновениях, касалось лишь “философии духа”, но зато в этой области оно достигало чисто исключительной значительности. Антропология, этика, историософия. проблема теодицеи - все это трактуется Достоевским остро и глубоко. Для русской (только ли для русской?) мысли Достоевский дал чрезвычайно много - недаром последующие поколения мыслителей в огромном большинстве своем связывали свое творчество с Достоевским.

Но особое значение имеет то, что Достоевский с такой силой поставил проблему культуры внутри самого религиозного сознания. То пророческое ожидание “православной культуры”, которое зародилось впервые у Гоголя и которое намечало действительно новые пути исторического действования, впервые у Достоевского становится центральной темой исканий и построений. Секуляризм, еще у славянофилов понятый как неизбежный (диалектически) исход религиозного процесса на Западе, у Достоевского окончательно превращается в вечную установку человеческого духа в его односторонностях, в одну из религиозных установок. Раскольников воплощает радикальный отрыв человеческого духа от религиозного сознания, а Кириллов раскрывает неизбежность религиозного истолкования этого отрыва от Бога в идеологии человекобожества. В Достоевском открывается, в сущности, новый период в истории русской мысли; хотя вся значительность и фундаментальность религиозной установки все время утверждались русскими мыслителями, но только у Достоевского все проблемы человеческого духа становятся проблемами религиозного порядка. Конечно, это сразу же и осложняет религиозную установку и грозит возможностью отрыва от классических формулировок, идущих от св. Отцов, но это же оказывается и основой чрезвычайного и плодотворнейшего расцвета в дальнейшем русской религиозно-философской мысли.

Достоевский творил в эпоху, когда всеобъемлющий характер драматизма и его необычайную сложность легче было вместить в свободно раздвигающиеся границы воображения, чем в рамки театральной сцены. Инсценировщику произведений Достоевского нет нужды драматизировать их содержание-оно и так драматично в высшей степени, - но -зато ему приходится сократить драму до размеров одного спектакля и, что еще труднее, выбрать из громадного числа внутренне необходимых аспектов действия лишь немногие. 

Впечатление от сочинений Достоевского, говоря словами одного из его героев, "пронзает сердце, а потом навеки остается рана"; читая романы Достоевского, мы проходим через поэтическое бытие такой стремительности, сгущенности и интенсивности, что на некоторое время весь горизонт нашей действительной жизни освещается заревом огромного художественного переживания и что-то ощутимо меняется в самом нашем чувстве реальности.

Категория: Биографии | Добавил: panova
Просмотров: 6844 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск