Понедельк, 19.11.2018, 00:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Правила [ Добавить материал ]

Акцентный стих Маяковского
[ · Перейти по ссылке () ] 04.11.2018, 15:48

Акцентный стих Маяковского

Метрическая система Маяковского вписывается в чисто тонический стих, чаще всего трех- или четырехударный с обязательным наличием в качестве ритмообразующего элемента рифмы. Если записать стихи Маяковского традиционными строфами, то чаще всего получаются четырехстишия с перекрестными рифмами. Число безударных слогов между ударными у Маяковского сильно колеблется, что отличает его стих от дольников с обычными для них безударными промежутками в один-два слога. Иногда между метрическими ударениями группируются обширные группы безударных слогов (до восьми), но случается и так, что ударения падают на два соседних слога, и какой-то закономерности в этом не прослеживается. Вот пример четырехударного стиха, обычного для Маяковского:

Но за что ни лечь – смерть есть смерть.

Страшно – не любить, ужас – не сметь.

За всех – пуля, за всех – нож.

А мне когда? А мне-то что ж?

("Про это")

В каждом стихе есть четыре словных ударения, но число безударных слогов между ними разное и колеблется от нуля до трех. Иногда встречается у Маяковского и трехударный стих:

Дней бык пег.

Медленна лет арба.

Наш бог бег.

Сердце наш барабан.

("Наш марш")

Часто у Маяковского трех- и четырехударный стих соединяются, не подчиняясь какой-то закономерности ("Любовь", "Наш марш", "Во весь голос"), а рядом с обычными для поэта стихами с тремя и четырьмя ударениями могут соседствовать более короткие стихи, содержащие два или одно ударение:

Еще и еще, уткнувшись дождю

Лицом в его лицо рябое,

жду,

обрызганный громом городского прибоя.

("Облако в штанах")

Как справедливо отметил Жирмунский, "трудности стихотворной техники Маяковского для читателя, воспитанного на старых поэтических образцах, лежат... не в особенностях метрической системы, а в своеобразной ритмике: главенствующим метрическим ударениям подчиняются слоговые группы очень различных размеров, воспринимаемые тем не менее как эквивалентные метрические доли"[1].

Своеобразие ритма своих произведений Маяковский стремится передать графическим способом. Его стих распадается на смысловые и синтаксические группы, что подчеркивает декламационные паузы и способствует смысловой выразительности. Приведенные выше отдельные четверостишия Маяковского записаны поэтом в виде графической "лестницы" или столбика, усиливающего экспрессию акцента. Приведем пример авторской записи поэтического текста (двойной чертой отмечены реальные границы стихов):

Помните?

Вы говорили:

"Джек Лондон, //

деньги,

любовь,

страсть", – //

а я одно видел:

вы – Джиоконда, //

которую надо украсть!

Такая строфическая композиция типична для Маяковского. Характерно его признание, что сначала он "нарабатывает" кирпичи-четверостишия, а потом начинает примерять, в каком порядке их располагать ("Как делать стихи?").

Новаторство Маяковского в области ритмики и строфики стиха заложило определенную традицию в русской поэзии, хотя большинство поэтов продолжало творить в рамках силлабо-тонической системы, используя также различные виды дольников. Но некоторые поэты в декламационных стихах использовали открытия Маяковского (Н. Асеев, Я. Смеляков, Н. Титов, Р. Рождественский). Наиболее последовательным продолжателем стиховых традиций Маяковского в поэзии является А. Вознесенский.

Категория: Правила | Добавил: panova
Просмотров: 17 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск