Воскресение, 11.12.2016, 02:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Правила [ Добавить материал ]

Анализ лирического стихотворения
04.11.2016, 17:30

 Методика анализа диктуется идейно-художественными особенностями произведения, учитывает интуитивно-иррациональное, поэтическое постижение и теоретико-логическое начало. Существуют общие принципы научного анализа поэтических произведений, основывающиеся на типологических свойствах жанров, типах лирических композиций и т.п. Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой передаче впечатления или пересказу.

 Анализ лирического стихотворения выявляет соответствия между распределением грамматических категорий и метрическими, строфическими корреляциями, семантикой текста. Ниже дается примерная схема целостного (многоаспектного) анализа лирического стихотворения в единстве его формальных и содержательных сторон (в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора).

 

 Схема разбора

 

 Внетекстовые связи

 Творческая история произведения (дата написания, текстология); место стихотворения в творческой эволюции поэта; историко-литературный, бытовой контекст; реально-биографический комментарий, история критических оценок.

 Идейное содержание.

 Тематическая структура. Мотивация. Лейтмотивы.

 Тип лирического стихотворения (медитативная, медитативно-изобразительная, изобразительная лирика).

 Специфика жанровой формы (элегия, баллада, сонет, послание и др.).

 Пафос.

 Семантика заглавия, его связь с основной поэтической идеей.

 Построение (структура) стиха

 Архитектоника.

 Композиция. Повторы, контрасты, оппозиции. Типы композиции. Концовка. Сопоставление и развитие основных словесных образов (по сходству, по контрасту, по ассоциации, по умозаключению).

 Морфологический аспект поэтической модели. Распределение грамматических категорий, частей речи.

 Лирический герой. Речевой субъект и адресат лирики.

 Формы речевой коммуникации (диалог, монолог).

 Поэтическая лексика.

 Ритмика и метрика.

 Фоника. Звуковая (фонологическая) структура (аллитерация, ассонанс, звуковой повтор, паронимическая аттракция и другие виды звуковой инструментовки). Эвфония (благозвучие).

 

План анализа поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)

    
Восприятие:
 Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак). Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.
Оценка:
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕСТА НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «К***» 
(«Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»)
ВОСПРИЯТИЕ.
Стихотворение является одним из наиболее известных в пушкинской и вообще русской любовной лирике. Но тема его не просто «тема любви». Оно о многом: о памяти и забвении, о темных и светлых периодах человеческой жизни, о сне души и ее пробуждении… Мне кажется, что часто, декламируя его, люди не понимают, что перед нами не просто текст, а сокровенные мысли Пушкина о законах человеческой жизни и сердца. Поэтому для меня оно звучит негромко, раздумчиво, словно, читая, вспоминаешь свою жизнь. Удивительно, что внутри этих шести строф настроение меняется дважды: от мгновения высокого восторга при встрече с «гением чистой красоты» - к унынию и забвению обо всем, что есть сама жизнь – и  вновь к пробуждению и обретению полноты бытия.
ИСТОЛКОВАНИЕ
Тема
Тема стихотворения, таким образом, выглядит по-разному на разных уровнях прочтения. Но основной тем не менее, конечно, является тема любви. В стихотворении также присутствует тема встречи и разлуки с любимой и любовью, тема потери и обретения смысла жизни, тема одиночества.
Жанр стихотворения
Перед нами лирическое стихотворение, посвященное интимным переживаниям и размышлениям поэта (что является родовым признаком лирики), но также можно увидеть черты послания,  так как текст стихотворения содержит непосредственное обращение («ты») к возлюбленной и названо достаточно традиционно для этого жанра («К***), только, в отличие от многих других посланий («К Чаадаеву», «К Дельвигу» и т.д.), имя адресата скрыто от любопытного внимания читателя. Хотя теперь всем известно и имя адресата – Анна Петровна Керн, молодая женщина, с которой Пушкин встретился у соседей по Михайловскому Осиповых.
Композиция
Стихотворение состоит из трех смысловых частей. Первая часть, которую в сюжете лирического стихотворения можно назвать «Встреча и разлука»,  рассказывает о сохраненном в памяти лирического героя «мгновении» встречи с «мимолетным видением чистой красоты», с «гением ее». Образ «гений чистой красоты» взят Пушкиным из стихотворения его учителя в поэзии В.А.Жуковского «Лалла Рук». По словам Жуковского, «не с нами обитает гений чистой красоты», то есть это некий идеальный образ, неземной. У Пушкина же это реальная, живая, земная женщина( «как гений…»), и все дело в том, что это он, лирический герой, увидел в ней «гений чистой красоты», душа его смогла разгадать черты божества («явилась», «чистая», «небесные») в человеке. 
Затем они расстались, но и в самой «безнадежной грусти», в «тревогах шумной суеты» ему «звучал голос нежный», «снились милые черты». Память о встрече жила в его душе и помогала выжить. Память и ее способность оживлять прошедшее, переживать его вновь – один из главных мотивов пушкинской лирики («Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…» и др.). 
Вторая часть – «Забвение и одиночество». Время(«шли годы») – один из суровых повелителей человеческой жизни, оно диктует нам свои неумолимые законы. Пушкин знает об это давно: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»- торопит он своего товарища , пока не поздно, пока не погас юношеский огонь прекрасной мечты, воплотить задуманное в жизнь. Но здесь «виновато» не только время , «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты» - разочарование, заблуждение – они тоже знакомы Пушкину, стоит хотя бы «Демона» вспомнить. «Небесные черты» забыты, небесный идеал отторжен. «Одиночество», «глушь», «мрак» - вот образ мира без любимого человека, мира без идеала, мира безжизненного – «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». Жизнь без жизни. Такое уже было и будет у Пушкина – «как труп в пустыне я лежал», «сердце пусто, празден ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум». 
Но в третьей части – «Пробуждение души». Таков закон жизни по Пушкину – «час уныния пройдет, час веселья, верь, настанет!», «исчезают заблужденья с души измученной…и возникают в ней виденья первоначальных чистых дней». И с пробуждением души возвращается Она, и способность видеть в ней все тот же «гений чистой красоты», «и божество, и вдохновенье» etc - все то, что и составляет смысл истинной, духовной, творческой жизни.
Средства художественной выразительности
В основе композиции лежит система повторов – в 1 и 5 строфах – «явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Жизнь прошла круг (или сделала один из витков в сложной спирали человеческого бытия) – все правильно, «все так, как должно быть», душа вернулась к своему первоначальному, чистому восприятию мира. У Пушкина это и есть движение : заблуждения -  и вновь возвращение к первоначальному идеалу, но на новом витке жизни, с новым ее понимаем, умением ценить ее дары.
Образ возлюбленной создают эпитеты, являющие нам неповторимый облик земной женщины, в которой виден божий замысел о человеке – красота: «явилась», «небесные черты», «гений…» - и «голос нежный», «милые черты». 
Образ жизни истинной и жизни бессмысленной создается в четвертой и шестой строфах – опять повтор. И внутри : повтор «без» - ощущение пустоты бытия в 4  строфе , и повтор «и» - возвращение всего необходимого человеку для жизни в 6 строфе. 
Ритм, размер, рифма
Четырехстопный ямб (-/ -/ -/ -/) – наиболее популярный у Пушкина размер, рифма перекрестная (abab) – создают интонацию повествования, размеренного, обдуманного, невзволнованного – ведь все уже прошло, и герой только вспоминает («Я помню…» - сейчас).

ОЦЕНКА
 В контексте пушкинской лирики это стихотворение перестает звучать для меня как простой комплимент любимой женщине – «О, дорогая! Ты как гений чистой красоты, ты возвращаешь к жизни!» Нет. Лирический герой спокойно и мудро повествует о том, что человеческая душа способна уловить божественную красоту в другом человеке и полюбить ее так же возвышенно и чисто, как любит бога. Но время, страсти, заблуждения, свойственные человеку, могут лишить идеал прежнего смысла, разрушить гармонию человеческой души, погрузить ее в сон. Но «сила благодатная» пушкинской поэзии, его «лелеющая душу гуманность» в том и состоит, что он всегда говорит о возрождении, пробуждении человеческой души. А еще я поняла, что человек не живет, если не верит в красоту мира, не испытывает вдохновения, не проливает слез и не любит.

Категория: Правила | Добавил: panova
Просмотров: 18 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
МОН ДНР
ИППО Донецк
Инфоурок
Библиотека