Воскресение, 11.12.2016, 02:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Правила [ Добавить материал ]

Литературные течения модернизма
04.09.2016, 14:37

Модернизм представлен следующими литературными течениями:

 
  • Символизм

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)

    1. Центральное место отводится символу*
    2. Преобладает стремление к высшему идеалу
    3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
    4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
    5. Изысканность и музыкальность стиха
    Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка).

    Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее.

    Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо — образ

    Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

  •  

    Символизм

    Акмеизм

    Футуризм

    1.Лозунг: «Искусство для искусства»

    2.Мистическое содержание

    3 Образ - .символ

    4. Расширение художественной впечатлительности 5.Взаимное соприкосновение искусства и религии

    6. Объект поклонения  -Вечная Женственность

    7. Высшая форма творчества – музыка

    8.В лексике преобладают метафоры, распространенные сравнения ,сложные конструкции фраз 

     

    1.Лозунг; «Трудное служение поэта  в миру»

    2..Любовь к реальному миру

    3.Тяга к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам

    4.Признание самоценности каждого явления, значимости обыденной детали

    5.Отношение к творчеству как « высшему ремеслу»

    6.Одухотворенность предметности

    7.Простота, ясность стиха

    1.Лозунг: «Искусство для масс»

    2.Мир – микрокосмос

    3.Провозглашал революцию формы, независимой от содержания

    4.Образ поэта – хулигана

    5.Ненависть к  существовавшему языку 6.Слово – чистый звук, свободный от смысла

    7.Свойственно словотворчество(создание неологизмов)

     

    Понятие модернизма.  Течения модернизма, их характеристика

     

    Разочарование в жизненной действительности и художественном реалистическом способе ее воспроизведения повлекло интерес новейшими философскими теориями и появление новых художественных направлений, которые получили названия декадентских, авангардистских и модернистских.

  • Французское слово \"декаданс\" означает упадок, \"авангард\" - передовая охрана, а \"модерн\" - современный, новейший. Этими терминами стали обозначать качественно новые явления в литературном процессе, стоявшие на передовых, авангардных позициях и были связаны с упадком и кризисом общественного мнения и культуры, с поиском положительных идеалов, обращением в этих поисках к Богу и вере, к мистическому и иррациональному.

    Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX века, что отражали кризис буржуазной культуры и характеризовали разрыв с традициями реализма и эстетикой прошлого. Модернизм возник во Франции в конце XIX в (Бодлер, Верлен, А.Рембо) и распространился в Европе, России, Украины. Модернисты считали, что не нужно искать в произведении искусства какой-то логики, рациональной мысли. Поэтому искусство модернизму и носило преимущественно иррациональный характер.

    Протестуя против устаревших идей и форм, модернисты искали новых путей и средств художественного отображения действительности, находили новые художественные формы, стремились коренного обновления литературы. В этом плане модернизм стал настоящей художественной революцией и мог гордиться такими эпохальными открытиями в литературе, как внутренний монолог и изображения человеческой психики в форме \"потока сознания\", открытием далеких ассоциаций, теории многоголосия, универсализации конкретного художественного приема и преобразования его на общий эстетический принцип, обогащение художественного творчества через открытие  содержания жизненных явлений, открытием ирреального и неопознанного.

    Модернизм - это социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, так вызвал выступления против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека, утверждая ее право быть свободной личностью Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты, тупой самодовольной сытости. Однако, протестуя против реализма, модернизм не отверг всех его достижений, а  использовал их, развивал и обогащал в своих поисках новых путей в искусстве.

    Общие черты модернизма:

    o особое внимание к внутреннему миру личности;

    o провозглашения самоценности человека и искусства;

    o предпочтение творческой интуиции;

    o понимание литературы как высшего знания, способного проникать в  глубины существования личности и одухотворить мир;

    o поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.);

    o стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства

  • Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили название авангардизма (от фр avant - вперед, garde - сторожа, передовой отряд) - направление в художественной культуре XX в, который заключался в отказе от существующих норм и традиций, преобразовании новых художественных средств в самоцель, от изображения кризисных, болезненных явлений в жизни и культуре в извращенной форме авангардизма присуще бунтарство.

    Авангардистские направления и течения (футуризм, дадаизм, сюрреализм, \"новый роман\", \"драма абсурда\", \"поток сознания\" т.д.) обогатили и разнообразили литературный процесс, оставив мировой литературе немало шедевров художественного творчества. Они заметно повлияли и на писателей, которые не отказались от художественных принципов реализма: возникли сложные переплетения реализма, символизма, неоромантизма и \"потока сознания\". Реалисты в своих произведениях использовали и идеи З. Фрейда, вели формалистические искания в области художественной формы, широко применяли \"поток сознания\", внутренний монолог, соединили в одном произведении различные временные  пласты.

     

    Модернизм как художественное направление был внутренне неоднородным конгломератом художественных явлений, которые основывались на общих мировоззренческих, философских и художественных принципах. В конце XIX века возникли импрессионизм, символизм и эстетизм. В начале XX века к ним добавились экспрессионизм, футуризм, кубизм, а во время и после первой мировой войны - дадаизм, сюрреализм, школа «потока сознания»,  литература, в которую вошли антироман, \"театр абсурда\"

    Импрессионизм (от фр \"впечатление\") вел свое начало во второй половине XIX века, и расцвел в XX в. Он возник как реакция на салонное искусство и натурализм сначала в живописи (К. Моне, Е. Мане, О. Ренуар, Е. Дега), откуда распространился на другие искусства (О. Роден в скульптуре, М. Равель, К. Дебюсси, и Стравинский в музыке). В литературе основоположниками импрессионизма стали братья Гонкуры и Поль Верлен. Выразительные проявления импресионизма были в творчестве Ги де Мопассана и Марселя Пруста, к импрессионистам принадлежали Кнут Гамсун, Гуго фон Гофмансталь, Ю Тувефон Гофмансталь, Ю. Тувим.

    Протестуя против чрезмерной зависимости от реальной жизни, против копирования действительности, импрессионисты описывали свои впечатления от увиденного - зрительные и чувственные, которые были изменчивыми, как и сам мир, а а также оттенки впечатлений и красок, их представления и ассоциации были часто фантастическими и всегда субъективными. Произведение импрессиониста - это не объективная картина мира, а система сложных субъективных впечатлений о нем, ярко окрашенная творческой индивидуальностью художника. Особенно уязвимы импрессионисты к чувственной красоте мира, они великолепно воспроизводили природу, ее красоту, разнообразие и изменчивость жизни, единство природы с человеческой душою.

    Самой среди декадентских течений конца XIX - начала XX ст стал символизм. Символ использовался как средство выражения непостижимой сути жизненных явлений и тайных или даже мистических личных представлений, творческих прозрений, иррациональных озарений художника. Символы считались лучшими воплощениями идей. Образы-символы воспроизводили таинственную и иррациональную сущность человеческой души и ее жизни, величественный прогресс неотвратимой судьбы, изображали загробную жизнь, метафизический мир \"инобытие \", намекали на мистическую сущность явлений жизненного пути.

    Для символистов поэзия, как и музыка, была наивысшей формой познания тайн - поиском и открытием \"инобытие\". Символ порождал многочисленные ассоциации, захватывал многозначностью, глубинным скрытым смыслом, трудно или даже невозможно понять. Символисты придавали большое значение внутреннему звучанию, мелодике и ритму слов, благозвучию и мелодичности языка, эмоциональному возбуждению,  игре разнообразных ассоциаций. Первыми символистами были  французские поэты Поль Верлен, Стефан Малларме, Артюр Рембо \"Завоевав\" Францию, символизм быстро распространился во всей Европе. В разных ее странах символизм представляли Габриэль Анунцио (Италия), Райнер Мария Рильке и Гуго фон Гофмансталь (Австрия), Стефан Георге (Германия), Оскар Уайльд (Англия), Эмил ь Верхарн и Морис Метерлинк (Бельгия), Ген-год Ибсен (Норвегия).

    Эстетизм возник в последнее десятилетие XIX в в Англии. Он породил культ утонченной красоты. Создатели эстетизма верили, что реализм обречен на полный крах, что социальные проблемы совершенно не касаются настоящего в искусства, и выдвигали лозунги \"искусство для искусства\", \"красота ради самой красоты\" выдающимся представителем английского эстетизма был Оскар Уайльд. 

     

    Экспрессионизм (от фр \"выразительность, выражение\") основан тоже в XIX в. Это авангардистское течение нашло свое полное звучание и вес в первой четверти XX в и стало значительным вкладом в развитие мировой литературы.  Экспрессионисты были тесно связаны с реальностью - именно она их сформировала и глубоко волновала. Они осуждали уродливые явления жизни, жестокость мира, протестовали против войны и кровопролитий, были полны человеколюбия, утверждали положительные идеалы.

    Но видение мира экспрессионистами было своеобразным: мир представлялся им хаотической системой, которой руководили непостижимые силы, непонятные, непознанные, таинственные, и от них не было спасения Единственно настоящим был только внутренний мир человека и художника, их чувства и мысли. Именно он должен находиться в центре внимания писателя. А воспроизведение следует выразительно, ярко, с использованием грандиозных образов условных с нарушенными пропорциями, чрезмерно напряженных, с максимально четкими интонациями, то есть изображать с помощью экспрессивных образов с применением парадоксального гротеска и в фантастическом ракурсе. Самый выдающийся экспрессионист Иоганнес Бехер считал характерным для экспрессионизма поэтический образ \"напряженный, открытый в экстазе рот\". Итак, в произведениях экспрессионистов много сатиры, гротеска, немало ужасов, чрезмерной жестокости, обобщений и субъективных оценок реальности. Экспрессионизм появился сначала в живописи (Мунк, Ван Гог, Гоген П.Сезанн и др.) и в музыке (Рихард Штраус). К  экспрессионистам принадлежат Г.Тракль и Ф.Кафка в Австрии; И. Бехер и А. Франс в Германии, Л. Андреев в России.

    Имажизм (от фр \"образ\") - течение появилось  в Англии накануне первой мировой войны и просуществовало до середины 20-х годов. В России впервые имажинисты заявили о себе  в 1919г. \"Стихотворение - не организм, а волна образов, из него можно извлечь один образ, вставить еще десять\", - утверждал теоретик российского имажинизма. В Шершеневич. Итак, стихотворение представители этого течения считали \"каталогом образа\", изысканным сплетением метафор, метонимий, эпитетов, сравнений и других тропов - неким капризным буйством красок, оттенков, образов, ритмов и мелодий.  Содержание имажинисты отодвигали на второй план: он \"поедается образом\". Разумеется, имажинизм не мог, если бы даже и хотел того, вполне пренебречь и содержанием. Творчество С. Есенина - лучшее подтверждение этой мысли. Представителями имажинизма в Англии и США является  Элиот, Р. Олдингтон, Е. Паунд, Е. Лоуел.

     Авангардистские течения в мировой литературе

    Футуризм (от лат \"будущее\") возник 1909 г, в Италии, его родоначальником был Ф. Маринетти. Оттуда распространился по всей Европе, получив название кубизма. Во Франции (М.Жакоб, Б.Сандрар),  футуристы  и кубофутуристы в России (И.Северянин,  В.Хлебников, В.Махновський и др.) авангардизм в Польше (Ю. Пшибось и др.) украинский футуризм, основанный М. Семенко, получивший впоследствии название \"панфутуризм\"

    Футуристы провозглашали, что они создали искусство будущего, которое было созвучно ритмам новой эпохи \"хмарочосно-машинно-автомобильной\" культуры, и призвали отбросить традиции старой культуры, которую они называли пренебрежительно \"плевательницей\". Футуристы пели гимны техническому прогрессу, городу, машинам, моторам, пропеллер, \"механической\" красоте, отмечали необходимость создания нового человека достойной своего времени техники, человека нового склада души. Они отвергли традиции реалистической литературы, ее язык, поэтическую технику. Вводя свой язык, новые слова и словосочетания, футуристы доходили и даже до абсурда: время придумывали слова без всякого содержания.

    Французские кубисты и российские кубофутуристи были тесно связаны с художниками-кубистами, которые пытались эпатировать, поразить обывателей резкостью красок и необычностью содержания: они раскладывали изображаемое  на простейшие геометрические элементы - кубы (отсюда и название), квадраты, прямоугольники, линии, цилиндры, круги и т.д. Провозгласив культ формы, кубисты отодвинули содержание на задний план, привели его в формы. Писатели озадачивали обывателя не только \"языком, который еще никто не слышал\", но и отходом от благозвучия в сторону  диссонансов, накоплением тяжелых для произношения согласных.

    Сюрреализм от фр \"сюр\" - над, т.е. надреализм), возникший во Франции в 1920-х годах .Его основателем и главным теоретиком был французский писатель Андре Бретон, который призвал \"разрушить существующее поныне противоречия между мечтой и реальностью \"Он заявил, что единственной сферой, где человек может полностью проявить себя, есть подсознательные акты: сон, бред и т.д., и требовал от писателей-сюрреалистов\" автоматического письма \", то есть на уровне подсознания.

    Школа \"потока сознания\" - это средство изображения психики человека непосредственно, \"изнутри\", как сложного и текущего процесса, углубления во внутренний мир. Для таких произведений было характерно использование воспоминаний, внутренних монологов, никакой беды, ассоциаций, лирических отступлений и других художественных приемов Представители: Д.Джойс, М.Пруст, В.Вульф.

    В \"драме абсурда\" действительность изображалась через призму пессимизма. Тупик, постоянное предчувствие краха, обособленность от реального мира - характерные черты произведения. Поведение, речь персонажей аналогична, фабула разрушена. Создатели - С.Беккет, Е.Ионеск.

  • Дадаи́зм, или дада — авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1922 годы.
    Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения»[3].
    Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего»[4].

    Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко, встретившихся в нейтральной Швейцарии. По словам Хюльзенбека, «все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран».

    Непосредственной предтечей дадаизма, предвосхитившей его основные черты почти за сорок лет, стала парижская «школа фумизма» во главе с писателем Альфонсом Алле и художником Артуром Сапеком. Многие выходки фумистов, а также их «живопись» и музыкальные произведения кажутся точными цитатами из дадаистов, хотя были созданы на рубеже 1880-х годов.

    Дадаизм имел антивоенную и антибуржуазную направленность, примыкая к радикальным левым политическим течениям анархизма и коммунизма

Категория: Правила | Добавил: panova
Просмотров: 142 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
МОН ДНР
ИППО Донецк
Инфоурок
Библиотека