Воскресение, 11.12.2016, 02:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Правила [ Добавить материал ]

План анализа стихотворения
21.05.2016, 17:22

План анализа стихотворения
1.  Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
3. Выбор жанра.
 ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ – произведение небольшого объёма, написанное стихами. Универсальное обозначение жанра лирики. Пейзажная лирика (отношение к природе). Гражданская (общественно-политическая) – понимание поэтом современной ему общественной жизни. Интимная (дружбы, любви) – чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека. Философская – размышления о смысле человеческой жизни.
ОДА (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть.
 РОМАНС, ПЕСНЯ – стихотворение с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо. Обращение к конкретному адресату с просьбой, увещеванием, мольбой, советом.
ЭЛЕГИЯ – стихотворение, проникнутое светлой печалью, грустью, обращённое к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, философских проблемах.
СОНЕТ (ит. sonetto), стихотворение из четырнадцати строк (два четверостишия и три трехстишия –итальянский сонет; три четверостишия и одно двустишие – английский сонет) с определенной рифмовкой.
ОТРЫВОК – намеренно незавершённое стихотворение философского содержания.
САТИРА – лироэпическое стихотворение, высмеивающее, обличающее какое-либо явление действительности.
ЭПИГРАММА – короткое сатирическое стихотворение.
ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись, преимущественно стихотворная.

4. Основная тема – предмет поэтического высказывания, вопрос, которого касается автор, жизненное явление, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.

Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика (М. Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…», Б. Л. Пастернак «Зимний вечер»), пейзажная лирика (А. А. Фет «Чудная картина…», С. А. Есенин «За темной прядью перелесиц…»), лирика дружбы (А. С. Пушкин «19 октября» (1925), Б. Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня»), гражданская и патриотическая лирика (Н.А.Некрасов «Родина», А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»), философская (медитативная) лирика (Ф. И. Тютчев «Последний катаклизм», И. А. Бунин «Вечер»), тема поэта и поэзии (Е. А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…», М.И.Цветаева «Роландов Рог»).

5. Смысл названия.
6.Лирический сюжет – это изображение динамики переживаний. Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это м.б. любовное чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога.
7. Композиция. Кольцевая композиция. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).
8. Основные настроения, тональность. Устойчивое настроение. Изменяющееся настроение.
9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие. Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, изгнанничества, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
11. Лирические персонажи. Их переживания, их судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

14. Ритм. Размер.
Хорей  / -´- /                                             Дольник
Ямб  / - -´ /                                               Акцентный стих
Дактиль  / -´ -  - /                                     Свободный стих (верлибр)
Амфибрахий  / - -´- /                              Пиррихий / - - /
Анапест / - - -´ /                                       Спондей / -´-´ /

15. Рифмовка, характер рифм.

Рифмасозвучия концов стихотворных строк или полустиший.

Рифменные звуковые повторы имеют и фоническое, и ритмико-композиционное значение в тексте. Рифмы различаются:

по месту ударения:

мужские— с ударением на последнем слоге (мечты — черты);

женские— с ударением на втором слоге отконца (запели — свирели);

дактилические — на третьем слоге отконца (единственный — таинственный);гипердактилические — далее, чем на третьем слоге от конца (вздрагивая — протягивая),

по звуковому составу:

точные — с совпадением ударных гласных и всех последующих звуков (преданья — мечтанья)

неточные (приблизительные) (раскосые — роскошные);

по расположению в строфе (по способу рифмовки):

перекрестная(abab),

кольцевая(опоясывающая, охватная) (abba),

смежная(парная) (aabb)

а также разновидности терцетных, входящих в трехстишия (abb, aab, ababcbcdc) 

16. Лексика. Языковые изобразительно-выразительные средства (тропы).
Гипербола – преувеличение.
Ирония – употребление с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.
Литота – преуменьшение.
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (союз отсутствует).
Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия…)
Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому.
Перефраз(а) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных отношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т. д.
Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Присоединяются словами как , будто, подобно, словно, что. Одна из форм сравнения – использование творительного падежа:  Летели дни, крутясь проклятым роем…
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

17. Анализ языка. Синтаксис. Стилистические фигуры.
Анафора – единоначатие. Повтор слова или группы лов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце строки или строфы.
Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность и динамичность.
Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.
Инверсия –нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.
Многосоюзие – намеренный повтор союза, придающий художественной речи неторопливость.
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
Рефрен – повторение одной фразы в стихотворении.
Параллелизм – развёрнутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях.
Умолчание – пропуск слов или словосочетаний. Обычно передаёт душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об особой сложности изображаемого явления.

Риторические фигуры:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение.

18. Звукопись. Фонетическая окраска.
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
Звукоподражание – прямое и непрямое, т. е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

19. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
20. Отзывы критиков.
21. Звучание стихотворения в наши дни.

Композиция — взаимное расположение и соотнесенность элементов литературного текста, т. е. построение художественного произведения.

Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.

Сюжет — ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор в литературном произведении и воспринимает читатель.

Фабула — цепь событий, составляющих сюжет, в их хронологической последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним.

Основные элементы сюжета

Экспозиция — изображение обстановки действия и положения действующих лиц до начала самого действия — завязки и развития конфликта.

Завязка — событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения.

Развитие действия — ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом.

Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта.

Развязка — заключительный эпизод в развитии конфликта (чаще всего — его разрешение) и действии литературного произведения.

Внесюжетные элементы

Лирическое отступление — фрагмент повествования, в котором автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или размышляет на темы, не связанные с магистральной линией произведения непосредственно. Лирические отступления открыто вводят в произведение субъективную позицию автора.

Пролог — вступление, вводная часть, предваряющая начало действия и представляющая читателю его предысторию.

Эпиграф — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Эпилог — заключительная часть произведения, сообщающая о судьбах героев, о событиях их жизни, произошедших после завершения сюжетного действия.

АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ. Лирика не создает сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ. Лирические образы необычайно емки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Истолкования требуют:

- образ лирического героя;

- аллегорические образы (под непосредственно изображаемым подразумеваются другие лица, явления, предметы);

- символические образы;

- образ-переживание;

- предметный мир.

                        Примерный анализ стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина.

Стихотворение «Анчар» согласно традиционному идейно-тематическому подходу к творчеству А.С. Пушкина принадлежит к вольнолюбивой лирике. Это не противоречит отнесению его к лирике философской. Тема свободы как таковая в нем преломлена — речь идет о внутренней несвободе человека и ее последствиях.

В стихотворении девять строф- катренов, написанных четырехстопным ямбом с пиррихиями и удлиненными клаузулами в четных стихах. Рифмовка перекрестная, с упорядоченным чередованием мужской (в нечетных строках) и женской (в четных) рифмы, которая всегда точная. Данный стихотворный размер позволяет включить в строку слова разных слогоударных типов, доказывая свою гармоничность, богатые возможности. Автор «Анчара» мог описывать таким размером явления природы, передавать переживания человека, создавать динамичную картину, рассказывать об исторических катаклизмах. Недаром его иногда называют «пушкинский ямб».

В этом стихотворении четко выделяются две композиционные части. Первая (первые пять строф) — лирическое изображение пустыни с одиноким древом яда анчаром в центре. Вторая (строфы шестая-девятая)- лирическое повествование о рабе и владыке. Таким образом, стихотворение может быть отнесено к жанру описательно-повествовательной лирики. Возможно также выделить две микротемы — отношения в мире природы и отношения в мире людей, соответствующие двум частям текста.

Первая часть последовательно разворачивает картину смерти. Это достигается эпитетами — «в пустыне чахлой и скупой», «жаждущих степей», «зелень мертвую», «вихорь черный, тлетворный», «лист дремучий», «песок горючий» -ничто не способствует жизни, не несет ее признаков. Центральный образ — анчар — символичен. В первой строфе древо яда рисуется через сравнение с «грозным часовым» и воспринимается прежде всего как одинокий, лишенный каких-либо связей пейзажный образ. Затем выясняется, что анчар враждебен всему живому, потому что напитан ядом и яд источает. Здесь важно развернутое олицетворение: «Природа… в день гнева породила, / И зелень… ветвей, / И корни ядом напоила». Анчар — порождение гнева — становится древом смерти.

Но животные и птицы вольны не приближаться к анчару, вблизи него даже нет других деревьев, туча орошает его-«блуждая», «вихорь» — «мчится прочь».

Иные отношения в мире людей. Вторая часть позволяет считать, что главный композиционный принцип — контраст. В отличие от птицы и зверя, человек отправляется к анчару за ядом, но не по собственной воле, а по велению другого человека. Не случайно шестая строфа начинается строкой «Но человека человек».! Здесь вместо четырех ударений два. Мелодика стиха от такого сокращения только выиграла, он стал более звучным, убедительным. Безусловно важно, что действуют два человека, равные по своим изначальным правам и возможностям. В восьмой строфе они названы уже рабом и владыкой, потому что первый второго «послал к анчару властным взглядом», а второй «послушно в путь потек».

В последней строке восьмой строфы — «Непобедимого владыку» — ритм не совпадает с метром также с разницей в два ударных слога. Сбой ритма выделяет ее, делает более звучной, значимой.

В описании действий раба заметно многосоюзие — союз и соединяет глаголы-сказуемые: «потек», «возвратился», «принес», «ослабел», «лег», «умер». Так подчеркнуты абсолютная покорность, безропотность человека-раба. Но его смерть не завершение истории, а в определенном смысле начало.

Другой человек, «владыка», князь (в заключительной строфе указана уже социально-политическая характеристика) «гибель разослал к соседям», напитав ядом стрелы. Анчар становится средоточием зла, человек-владыка и человек-раб (его социальный статус как раз ослаблен) его проводниками.

Идея стихотворения заключается в последствии несвободы и причинах зла. Зло является последствием несвободы, несвобода — причиной зла.

Категория: Правила | Добавил: panova
Просмотров: 211 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
МОН ДНР
ИППО Донецк
Инфоурок
Библиотека