Пятниця, 19.04.2024, 19:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Разработки уроков [ Добавить материал ]

10 класс. Урок - игра по творчеству Чехова.
31.03.2016, 19:08

Мой Чехов 
Литературная игра-размышление для учащихся 10 классов 

Цели: воспитывать любовь к художественному слову через приобщение к творчеству А.П. Чехова. 
Задачи: повторить пройденный материал, выявить знание текстов писателя, показать актуальность его творчества. 

«Если каждый человек, на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша» 
А.П.Чехов
Ход игры.

Вступительное слово учителя
Антон Павлович Чехов был «человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости» (И.А. Бунин. Памяти Чехова). Одна из ключевых тем его творчества  – это размышление о человеке и человечестве, о счастье и жизни.

Вот послушайте:

«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивается что-то грустное. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, сильных, невежество слабых, кругом бедность, невозможная теснота, пьянство, лицемерие, вранье. Между тем во всех домах тишина, спокойствие; нет ни одного, кто бы вскрикнул, возмутился. Все тихо и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то погибло от недоедания.

    Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был он счастлив, жизнь рано или поздно покажет свои когти; стрясется беда – болезнь, бедность, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»  («Крыжовник», 1898)

Эти слова написаны более ста лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Он и был тем самым «человечком с молоточком», который напоминал в свое время, и сейчас напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Он -  самый близкий из классиков к нам по времени и по тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве.

            Предлагаю игру-размышление, которая поможет вам вспомнить произведения писателя, проверить, насколько хорошо вы знаете его жизнь и творчество.

1. Аукцион писателя

Ваша задача – вспомнить и назвать произведения А.П.Чехова, которые вам знакомы: рассказы, повести, пьесы.

Побеждает та команда, которая последней назовет произведение.

2. Город в жизни Чехова

А теперь мы совершим с вами заочное путешествие в те города, которые тем или иным образом связанные с именем Чехова. Наш следующий конкурс так и называется: «Город в жизни Чехова».

Ваша задача – рассказать то, что вы знаете об этом городе: как он связан с именем писателя; какое впечатление он оставил в душе Чехова.

Таганрог-Москва – Сахалин –Мелихово – Ялта – Баденвейлер.

(Команды выбирают название города по жребию)

3. Фразеологическая викторина по творчеству Чехова

Вы должны вспомнить, из каких произведений Чехова  взяты выражения, ставшие крылатыми.

1.     В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли  («Дядя Ваня»)

2.     Вся Россия – наш сад! («Вишневый сад»)

3.     Человеку нужно не три аршина земли, не усадьбы, а весь земной шар («Крыжовник»)

4.     На деревню дедушке («Ванька»)

5.     Двадцать два несчастья («Вишневый сад»)

6.     Как бы чего не вышло («Человек в футляре»)

7.     Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет («Вишневый сад»)

4. Разминка: вспоминаем биографию писателя

1.     Кто первым заметил в Чехове юмористический талант и дал шутливое прозвище «Чехонте»? (Покровский, учитель Священной истории в гимназии)

2.     С какими московскими юмористическими журналами сотрудничал Чехов? («Стрекоза», «Зритель», «Осколки», «Будильник», «Новости дня»)

3.     О каком месте писал Чехов: «Это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек, вольный или подневольный…» (Остров Сахалин)

4.     С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин? (Всероссийская перепись населения, хотел привлечь внимание правительства)

5.     Какие рассказы объединены в «маленькой трилогии»? Что их объединяет? («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Связаны общей идеей, сюжетом, персонажами. Главные темы их - тема власти, собственности, семьи)

6.     Кто из известных писателей, друг Белинского, заклинал Чехова беречь свой огромный талант, не размениваться на мелочи, накапливать материал для создания «истинно великих произведений»? ( Григорович)

5. Узнай по фразе героя

      Задание говорит само за себя: прослушав фразу, вы должны назвать героя, которому принадлежат эти слова.

Если бы вы знали, как надоели мне всеобщее безумие, бездарность, тупость, и с какой радостью я всякий раз беседую с вами. Вы умный человек, и я наслаждаюсь вами (доктор Рагин, «Палата №6»)
Как бы чего не вышло! (Беликов, «Человек в футляре»)
Воссияет заря новой жизни, восторжествует правда, и на нашей улице будет праздник. Я не дождусь, издохну, но зато чьи-нибудь правнуки дождутся! (Громов, «Палата №6»)
Старимся, полнеем, опускаемся, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, которых я терпеть не могу. Что хорошего? (Старцев, «Ионыч»)
Боже мой, Господи, вишневый сад теперь мой. Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется (Лопахин, «Вишневый сад»).
Вся Россия – наш сад! Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест (Трофимов, «Вишневый сад»)
Заключительное слово: Мы вспомнили с вами некоторые произведения Антона Павловича, ключевые точки его биографии. Я хочу добавить, что Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости - непреходящи. Он оставил по себе самую добрую память не только в литературных произведениях. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Я призываю вас читать Чехова. Это чтение обогатит ваш ум и вашу душу. 

Категория: Разработки уроков | Добавил: panova
Просмотров: 2506 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск