Среда, 24.04.2024, 15:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Разработки уроков [ Добавить материал ]

5 класс. «О пользе чтения». Видео. История книги
[ · Перейти по ссылке () ] 03.08.2016, 20:50

             «О пользе чтения»    
Цель: убедить учащихся в пользе чтения; показать, какую роль книги играли в истории человечества.
 Предварительная подготовка: группами учащихся готовятся сообщения по теме.
                                  Ход мероприятия.
Слайд № 2
                                                                     Книга есть кубический кусок            
                                                                    горячей, дымящейся совести – и 
                                                                    больше ничего.
                                                                                   Б. Пастернак.

Слайд № 3
1-ый ученик: «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами,…учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют далекие от наших глаз вещи…» - сказал Ян Амос Каменский. 
С чего все начиналось, вы знаете?
Давайте заглянем в историю. Первая книга…
2 –ый ученик: Она была двуногой, двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Умела говорить, петь. Потому что первой книгой, если это так можно назвать, был человек. Ведь в те времена, когда еще не было бумаги и чернил, уже существовали сказочники и сочинители. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.
Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно пересказать то или иное произведение, как бы становился книгой. Многие знают о великом писателе Гомере, кто не знает, тот обязательно познакомится с его произведениями. Его «Илиаду» и «Одиссею» издают сейчас ежегодно во всех странах мира. Самому же автору увидеть свою книгу не удалось. Ведь записали его книги через несколько веков после того, как он их сочинил. А до этого сказатели, или аэды, как их называли греки, рассказывали фантастическую повесть о странствиях Одиссея.
3 – ой ученик: Один человек завел у себя библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных рабов. Каждый должен был стать какой-нибудь книгой. Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о его библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких ученых предметах. Заговорили о том, как люди пировали в старину.
- Об этом есть славное местечко в «Илиаде», - сказал Ицел. – Приведите-ка ко мне «Илиаду», - приказал он управляющему.
Тут управитель упал на колени и дрожащим голосом доложил:
- Прости, господин! У «Илиады» заболел живот! Он не может подняться!
4-ый ученик: 
Попытки сохранить знания для потомков существовали испокон веков.
Слайд № 4, 5
Безусловно, прототипом первых книг можно считать наскальные рисунки древних людей. Из этих первых «книг» мы можем многое узнать о их жизни.
С появлением письменности книги стали записывать. Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги каких только книг не придумывали! 
Слайд № 6, 7
В Индии, например, существовали книги на пальмовых листьях. На них писали иглой. Подравняв края, листья сшивали ниткой, предварительно их обрезав. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.
Слайд № 8
Писали книги на глине. Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Каждую плитку нумеровали и на каждой проставляли название.
А что вы скажете о книгах, которые можно растопить?
Слайд № 9
5-ый ученик: Речь пойдет о восковых книгах. Это изобретение, как множество других, принадлежит древним грекам. Восковые книги представляли собой несколько табличек-дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана.
Получившаяся квадратная выемка заливалась воском – желтым или окрашенным в черный цвет. В углах прокалывались дырочки. Через них продевались шнурки, которые скрепляли дощечки в одну книжечку. Писали на восковых страничках острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тотчас стереть ошибку. До конца 18 века восковые книги можно было встретить во Франции и в некоторых других европейских странах.
Слайд № 10, 11
1-ый ученик: Представьте себе, вы взяли почитать книгу длинную-предлинную – шагов в сто. Именно такими были книги древних египтян. Тогда и придумали располагать текст в столбцы. Захлопнуть такую книгу тоже нельзя было. Она написана на папирусе, который нельзя было разрезать и сшить. Египтяне сообразили, что такую книгу можно свернуть в трубочку. Конец палочки украшали затейливыми резными фигурками – это чтобы книга выглядела красиво.
Читали эту книгу так: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали свиток. Если опустишь руку, свиток сразу свернется. Начинай сначала. 
Слайд № 12
Потом появились книги кожаные, то есть написанные на пергаменте. Для пергамента придумали особые чернила. Выглядела пергаментная книга так: это, как правило, огромный, тяжеловесный том в прочном переплете из двух досок, обтянутых кожей. Чтобы защитить переплет от царапин, на нем укреплялись медные бляшки и наугольники. Такая окованная медью книга походила на сундучок, тем более что она запиралась замочками или застежками.
Слайд № 13
Дорогие книжные переплеты обтягивали сафьяном или бархатом, оковывали серебром или золотом, украшали драгоценными камнями.
Слайд № 14
 Переписывались эти книги от руки в основном монахами – самыми образованными людьми того времени.
2-ой ученик: С появлением бумаги, самого дешевого материала для письма, все остальные материалы ушли в прошлое. Но книги по-прежнему переписывались вручную.
На греческом острове Крит археологи нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями. Это алфавит древнего языка. Ученые определили, что диску четыре тысячи лет. Вот вам предыстория книгопечатания.                                                                     Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые "бумажные мельницы" появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества.            Ученые сходятся во мнении, что заслуга изобретения книгопечатания должна быть закреплена за Гутенбергом.                Человек по имени Ганс Генсфлейш, или Иоганн Гутенберг (1394/ 1399-1468), родился в последние годы XIV века в крупном немецком городе Майнце.                                                                    Ученые сходятся во мнении, что заслуга изобретения книгопечатания должна быть закреплена за Гутенбергом.                     Человек по имени Ганс Генсфлейш, или Иоганн Гутенберг (1394/ 1399-1468), родился в последние годы XIV века в крупном немецком городе Майнце.
Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанного Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. В производстве книги это имеет существенное значение, если учесть, что для одной средней книжной страницы требуется примерно двести букв. Для оборудования типографии требовался уже не просто пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались литеры букв и знаков препинания.
Основателем книгопечатания на Руси считается Иван Федоров.   
Слайд № 15, 16
1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой "Апостол".
А теперь интересный факт.
Когда-то владельцы книг считались обладателями сокровищ. В европейских библиотеках книги приковывали цепями к столам. Это делалось для того, чтобы книга оставалась целой.
Сейчас книги есть в каждом доме, они стоят недорого, их может купить каждый. На производство книг работают тысячи больших и маленьких типографий, которые дают нам возможность соприкоснуться с таким сокровищем, как книга.
Слайд № 17
3-ий ученик: А сейчас проведем маленький тест. Каждый из вас получит листочек, на котором нужно написать свою любимую книгу. Потом мы подведем итоги и выясним, какой жанр литературы самый популярный у вас. Повторяются ли произведения, и если повторяются, то какие.
(ребятам раздаются листочки и через минуту зачитываются и определяются пристрастия).
А теперь давайте посмотрим на стенд с вашими иллюстрациями, подумайте, к каким произведениям созданы эти иллюстрации.
4-ый ученик: Снова в печке огонь шевелится,
                          Кот клубочком свернулся в тепле,
                          И от лампы по книгам ложится  
Мирный круг на вечернем столе.
Вот и кончены наши заботы:
Спит задачник, закрыта тетрадь.
Руки тянутся к книге. Но что ты
Будешь, мальчик, сегодня читать?
Сжаты льдом, без огня и компаса,
В полумраке арктических стран
Мы спасем чудака Гаттераса,
Перейдя ледяной океан.
По ущельям, подземным озерам,
По пещерам, во тьме и пыли,
Совершим с непреклонным задором
Путешествие к центру земли.
С доброй помощью карт и секстанта,
С полустертой запиской в руке
Капитана, несчастного Гранта,
На безвестном найдем островке.
Ты увидишь леса Ориноко,
Города обезьян и слонят,
Шар воздушный, плывя невысоко,
Ляжет тенью на озеро Чад.
А в коралловых рифах, где рыщет
«Наутилус», скиталец морей,
Всколыхнется глухое кладбище
Затонувших в бою кораблей.
Что прекрасней таких приключений,
Веселее открытий, побед,
Мудрых странствий, счастливых крушений,
Перелетов меж звезд и комет?
И прочитанный том закрывая,
Благодарно сходя с корабля,
Ты подумай, мой мальчик, какая,
Тайны полная, ждет нас земля.
(6 – ой ученик уходит).
5-ый ученик: Подвести некоторый итог хотелось бы строками из стать Л. И. Лиходеева «Вещи и книги».
«… Освещенные мысли ждут нас, когда мы еще не появились на свет, и сопровождают нас всю жизнь. 
Но всех нетерпеливее ожидают нас книги.
Вещи не требуют собеседника. В вещах есть что-то безразличное, даже высокомерное. Они созданы для того, чтобы служить, и они служат – не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. Им неважно, кому они служат. Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. Они живы, пока живут, и живут, пока служат.
Книги без собеседника мертвы.
Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей, они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости в них вложены страсти.
Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. Мы размышляли о своем бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений.
Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей им вовсе не все равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны.
Люди одинаково пользуются вещами. Но каждый обращается с книгой по-своему. Один читает в ней то, что написано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живет в книгах. Книги мудрее времени. Потому что время, попавшее в книги, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле…»

Действительно, проходят года, сменяются поколения, но память об этих людях и этих временах остается в книгах, и многие великие люди понимали это уже давно. Недаром наш великий поэт А. С. Пушкин писал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Что это за памятник? Да, это его книги.
Слайд № 19 
6-ый ученик: И закончить наш разговор мне хотелось бы египетским «Правлением писцов», которое перевела на русский язык Анна Ахматова.
Человек угасает, тело его становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют вспоминать его
Устами тех, кто передает это в уста других.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.

Категория: Разработки уроков | Добавил: panova
Просмотров: 1078 | Загрузок: 362 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск