Пятниця, 29.03.2024, 01:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Разработки уроков [ Добавить материал ]

Индивидуально-авторские стилистические особенности лирики С. Есенина
04.12.2016, 20:10
Индивидуально-авторские стилистические особенности лирики С. Есенина
   
В истории развития национального литературного языка в XX  веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, ещё далее в поэзии «раздвинул границы» народного языка. Образно-речевое начало в Есенине, его орнаментальный стиль, «чувство Родины» определили суть его творчества. Открытия, которые произошли в литературном языке в XX веке, непосредственно связаны с новаторскими достижениями Есенина. Это особенно ярко проявилось в его стиле. Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям.

Уже в восприятии современников имя Есенина стало «одновременно и нарицательным, и символическим», причём не только для русской культуры, но и для русской истории. Подобно Пушкину, поэт стал «живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и больных узлов». Придя в литературу на гребне исторического перелома, поэт сумел выразить своё трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи.

Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью – любовью к родине» и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства. Сокровенное и всепоглощающее «чувство Родины» с первых шагов творческого пути Сергея Есенина определило для него отношение к миру, человеку и литературе.

Творческий путь Сергея Есенина охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками, экспериментами. Стремясь к воплощению всех своих поэтических замыслов, Есенин обращается к разным литературным жанрам. Песенность его лирики, её гармоничность сосуществует с явными диссонансами, сочетанием несочетаемого в образах, звуках, красках. Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию, в «божественный глагол» и выступает смелым реформатором русского языка и литературы, раскрывает богатство и многозначность живого русского слова. Поэт создал поэтику, какой не было до него в русской литературе.

Стилевые особенности лирического стихотворения неразрывно связаны с композицией произведения, с философско-эстетическими взглядами поэта, с его отношением к миру. Поэзия – вид литературного искусства. Следовательно, функциями стиля в стихотворении, как и в любом художественном произведении, являются: образно-художественная, эстетическая, функция эмоционально-образного воздействия на читателя, слушателя.

Все открытия Есенина, сделанные в лироэпических произведениях, были теснейшим образом связаны с богатством живого русского языка, это ярко проявилось в стилевой структуре его стихотворений, в их больших и малых формах.

Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все её компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения. Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы «Родины любимой», а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля.

Первый сборник стихов есенина вышел, когда поэту было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлечённо и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос нескошенный,

Лес да монастырь.

(1914)

Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. И поэт не жалеет красок, чтобы ярче передать красоту русской природы:

Ярче розовой рубахи

Зори вешние горят.

Позолоченные бляхи

С бубенцами говорят.

(1915)

В темной роще на зелёных елях

Золотятся листья вялых ив.

(«Мечта», 1916).

Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений – «Гой ты, Русь моя родная…». С самого начала Русь здесь представляется как нечто святое, ключевой приём в стихотворении – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением – целая философия, система ценностей.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

(1914)

Тема родины у Есенина сквозная, Родине Есенин посвятил цикл «маленьких поэм»: «Русь советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная». Стихотворение «Русь советская» стало одним из самых грустных произведений Есенина. Грустный след, проходящий через всю «маленькую поэму» во второй строфе обозначен оксюмороном «грустная радость», закрепившим основную тональность размышления: «многих нет», «край осиротелый», «не нахожу приют», «пилигрим угрюмый»:

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница – бревенчатая птица

С крылом единственным стоит, глаза смежив.

(«Русь советская», 1924)

 Даже краски, прежде живые и радостные в изображении родной деревенской картины, теперь потускнели: «Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля» (цветопись). Мир, прежде наполненный радостными звуками, сейчас обезголосел: «бабы охают в немую полутьму» (ассонанс):

Корявыми, немытыми речами

Они свою обсуживают «жись».

                …

И клёны морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.

(«Русь советская», 1924)

Одним из наиболее ранних стилистических приёмов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, «Песнь о Евпатии Коловрате»). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова, как «нонешный» «пыжня», «дикомысть». Также поэт часто сокращает гласные («гленище» вместо «голенище») и «ё» в ряде прилагательных Есенин на древнерусский манер переводит в «о» («жолтый», «чорный»). С. Есенин часто использует «деревенский язык»; крестьянские корни дают о себе знать почти в каждом стихотворении Есенина о Родине, России. Поэт нередко использует просторечные, разговорные, диалектные слова:

Я шёл по дороге в Криушу

И тростью сшибал зеленя.

Ничто не пробилось мне в душу,

Ничто не смутило меня.

Струилися запахи сладко,

И в мыслях был пьяный туман…

Теперь бы с красивой солдаткой

Завесть хорошо роман.

(«Анна Снегина», 1925)

Пусть носится над страной,

Что казак не ветла на прогоне

И в луны мешок травяной

Он башку незадаром сронит.

(«Пугачев», 1921)

Многие стихотворения Есенина стали любимыми народными песнями. В такой «песенной» манере написаны, например, «Тёмна ноченька, не спится», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха», «Выткался на озере алый цвет зари». По всей своей смысловой и эстетической значимости сочинения Есенина порой не уступали традиционно-песенным. Их лексика, синтаксис, образы, ритмы казались настолько точными и выразительными, как если бы всё это было подобрано самими народными певцами:

А у наших у ворот

Пляшет девок хоровод.

Ой, купало, ой, купало,

Пляшет девок хоровод.

Кому горе, кому грех,

А нам радость, а нам смех.

Ой, купало, ой, купало,

А нам радость, а нам смех.

(1916)

В поисках новых выразительных возможностей русского языка Есенин обращается к мифу и мифологии, ищет «способ оживить мёртвые слова» и обогащает поэтическую речь живым народным словом. В стихах Есенина очень часто присутствуют мифологические, а также космические мотивы. У него практически в каждом произведении присутствуют небесные явления, космические пейзажи. Так, например, месяц (луна) упоминается в 52 стихотворениях, звёзды – в 32, небо и солнце присутствуют примерно в 15 стихотворениях. Земные светила, небо – одни из самых любимых есенинских образов, месяц поэт описывает такими нежными сравнениями как «жеребёнок», «щенок», «ягнёночек кудрявый»:

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

(1917)

Наряду с ними очень часто встречаются образ крестьянской избы («храма», который связывает землю и небо), пространственный образ земли, образ Мирового дерева, а также образ движущегося времени, которое предстаёт в виде сравнений «потоком», «птицей», «мельницей», «песком», «ветром»:

Время – мельница с крылом

Опускает за селом,

Месяц маятником в рожь

Лить часов незримый дождь.

(1917)

Образ крестьянской избы в лирике Сергея Есенина – это олицетворение Родины, природы, исторических традиций народа:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

(1925)

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

(1916)

Ещё один любимый образ Сергея Есенина – берёза – очень часто сравнивается с русской девушкой:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщёвый её сарафан.

Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О, тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

(1918)

Есенинский двойник – клён – предстаёт в стихотворениях в каком-то замысловато-прихотливом виде; соединение гротеска с олицетворением рождает тревожное чувство жалости к этому незащищённому, будто живому существу.

И клёны морщатся ушами длинных веток

(1924)

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

                  …

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

(1925)

В 1924 году в Предисловии к итоговому однотомнику Есенин писал: «В стихах моих читатель должен… обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим молодым поэтам и беллетристам. Но я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живёт во мне органически так же, как и мои страсти и чувства. Это моя особенность».

Конечно же, особенность Есенина не только в том, что его поэзия метафорична. Метафоризм, по определению Пастернака, - «естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм – стенография большой личности, скоропись её духа».

Своеобычность Есенина в том, что его образность, как и образность народной поэзии, при внешней причудливости («глаза мне точит, словно синие листья, червь»), упорядочена. Поэтому каждое преображение одной образной фигуры в другую имеет внутреннюю «согласованность». Например, уподобление месяца кудрявому ягнёнку, характерное для раннего Есенина, преобразуется в более поздней лирике в сравнение с красным или рыжим конём (знак устремления в светлое, утопически-прекрасное будущее.):

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли!

Ещё одна группа стилистических приёмов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюблённости в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще. Эти образы чаще всего носят зрительный, красочный характер. Есенин направляет на изображаемый предмет ярчайший спектр самых чистых и сильных тонов. «Золотой» и «Синий» - самые любимые цвета поэта.

 Золотой блеск переливается в его стихах, переходя от солнца к соломе, к волосам, молодости, жизни, женщине: «сердце станет глыбой золотою», «Эх ты молодость, буйная молодость, золотая сорвиголова».

Синее струится во всём: «синий май», «несказанное, синее, нежное…», «Предрассветное. Синее. Раннее…» и т.д. Цвета характеризуют предмет, смешиваются, играют.

Совершенно явственна связь ранней лирики Есенина и с «весельством» крестьянской бытовой живописи, и с яркостью народного лубка, и с гаммой «розовой», изначально построенной на гармонии чистых и ясных цветов: красного, жёлтого, синего или зелёного. Есенин потому пишет рязанское ситцевое небо ослепительно, напряженно синим («синий плат небес»), что образцом служит ему «просиничный плат Богородицы». А также потому, что поэт уверен: в самом имени – Россия – спрятано «что-то синее»: «Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то!».

И каким же он может быть разным есенинский синий-синий свето-цвет! Как много у него переливов и нюансов – от нежно-голубого, почти перламутрового, до густоты, даже черноты:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Но и тебе из синей шири

Пугливо кажет темнота

И кандалы твоей Сибири,

И горб Уральского хребта.

(1915 – 1916)

Когда же надо придать синеве особо праздничную звучность, поэт употребляет малиновую окраску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». И это не только окраска, но и образ, с которым связано множество ассоциаций у русского человека: малиновый звон колоколов, малиновые меха тальянки (малина – по фольклорным представлениям, в народной цветовой азбуке – символ радости и веселья).

Однако при всей своей цветастости есенинский поэтический мир вовсе не пёстр, а гармоничен и даже изыскан: золото – задремавшее; зеркальный блеск воды смягчён утренней зыбкой рябью; румяный небосклон тронут боковым, сетчатым светом; на полыхающие утренние зори мы смотрим сквозь курящиеся туманы. Сквозь синий туман видим и «красные крылья заката». Есенин вообще любит восходы за перламутровую нежность.

Поиски  в сфере образности некоторое время сближали Есенина с имажинистами. Настоящее, современное творчество поэт считал заблудившимся, и, желая создать собственную школу, Есенин вошёл в группу имажинистов со своей «теорией поэтических напечатлений». Исходя из особенности диалогизма, Есенин строит все особенности своей поэтики: сюжет, композицию, рифмы и, наконец, трёхчастную классификацию образов. Есенин верил в возрождение национального искусства, однако его надежды на имажинизм не оправдались. Поэт отделился от имажинистов и, вместе с тем, исчезли из его языка вычурные метафоры. И в словах о влиянии имажинизма на будущее искусство поэт, по сути дела, подчёркивал влияние собственной поэзии на литературу XX века.

С. Есенин – представитель нового поколения крестьянской поэзии. Она в свою очередь – исключительно самобытное и сложное явление в отечественной литературе. Наследуемые новокрестьянскими авторами поэтические традиции многообразны, хотя грани, разделяющие их со своими предшественниками, не были особенно резкими. Есенин, вместе с другими поэтами «из народа», создал в начале XX века высокохудожественную лирику. Общечеловеческое в его стихах непременно преломлялось сквозь специфически крестьянское.

С. Есенин – это стихи, идущие от жизни, от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение крестьянской жизни. Неслучайно сильная сторона его первого сборника стихов «Радуница» как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлечённо, а конкретно в зримых пейзажах и образах. Есенин одухотворяет и олицетворяет природные явления: «черёмуха манит рукавом», «словно белой косынкой подвязалась сосна». В своём творчестве Есенин наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси и самые разные стороны национального характера и русской души.

Историческая заслуга Есенина состоит прежде всего в том, что поэт раскрыл своё трагическое время, наиболее остро отразил разлад, противоречия и заблуждения эпохи.

Стиль Сергея Есенина неповторим и самобытен, и, хотя поэт считал себя «самоучкой», его поэзия взошла к вершинам литературного искусства. Автор, который опирался в своём раннем творчестве на устно-поэтическую традицию новокрестьянских поэтов, в дальнейшем создал произведения, совершенно отличающиеся по жанру от своих первоисточников. Именно поэтическая традиция С. Есенина, богатый образный мир, оригинальность, многообразие лирических интонаций обогатили русский язык и во многом повлияли на дальнейшее развитие литературы. Поэт силой своего слова объединял утраченное, соединял и примирял враждующих, просветлял их души врачующим словом любви. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.
Категория: Разработки уроков | Добавил: panova
Просмотров: 3173 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск