Суббота, 22.07.2017, 06:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Разработки уроков [ Добавить материал ]

Трагедия народа в поэме А.Ахматовой «Реквием»
25.03.2017, 18:42

Тема: Трагедия народа в поэме А.Ахматовой «Реквием»

Цели:

  1. Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме «Реквием», определить значение художественных средств, цветовой символики для раскрытия смысла каждой главы;

  2. Развивать умение анализировать содержание стихотворного текста, отмечать характерные стилевые и языковые особенности;

  3. Способствовать воспитанию в учащихся способности сопереживать, чувствовать красоту поэтической речи.

Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, тексты поэмы. В.А. Моцарт. «Реквием». Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Плакат с цитатой: “И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих” («Откровение Иоанна Богослова»). Карточки № 1 и № 2.

Карточка № 1.

Впишите эпитеты: скрежет (какой?); шаги (какие?); столица (какая?); двух лет (каких?)

Отметьте сравнения: Там встречались… Словно… Словно…

Карточка № 2

Лица (что делают?) Веки Щёки Волосы Выражение лица (улыбка, смех)

Презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Слайд 1. Ставятся цели урока.

В начале урока звучит «Реквием» Моцарта.

Учитель. Прежде чем начать работать над поэмой, выясним, что значит слово “реквием”.

(Сообщение ученицы о значении слова.)

Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. В своих записных книжках Ахматова называет поэму по-латыни - Requiem. Requiem aeternam donaisDomine – Вечный покой даруй им, Господи, заупокойная месса Латинское обозначение названия поэмы натолкнуло на мысль, что её жанровая природа связана с музыкальной формой реквиема. Литературовед В.Виленкин пишет, что в 30 – 40 –е годы Ахматова серьёзно занималась изучением личности Моцарта и его творчества, в особенности «Реквиема».

Учитель. Итак, реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

Прочитаем «Вместо предисловия». Какой биографический факт положила А.Ахматова в основу своей поэмы?

(Ответ учащихся.)

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо ( там все говорили шёпотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.

1 апреля 1957 года

Ленинград

17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Л.Н.Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах. Первый муж Ахматовой Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году. Второй муж Николай Пунин был осуждён и умер в заключении. Стихи Анны Ахматовой не печатали, а в 1946 году она была исключена из Союза писателей. Однако поэма имеет не только личное значение.

В этой части поэмы заявляется позиция поэтессы. На вопрос: «А это вы можете описать?» - она отвечает: «Могу». «Описать» - значит не только пережить происходящее, но и суметь абстрагироваться от переживаемого, занять вневременную позицию. В этом отношении улыбку женщины можно понять не только как сомнение в смелости поэтессы, но и как неуверенность в способности к выходу за круг ужасов жизни.

Н.И.Ежов – нарком внутренних дел с 1936 года по 1938 год. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями. Ежов был казнён 1 апреля 1940 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Формулировка приговора была следующая: «За необоснованные репрессии против советского народа…»

Учитель. Перечитаем «Посвящение»

Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат –

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжёлые солдат.

Подымались, как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мёртвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда всё поёт вдали.

Приговор… И сразу слёзы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идёт… Шатается… Одна…

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге?

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный свой привет.

Март 1940

- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. Сравните эти строки со словами из «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса».

(Ответ учащихся.)

- Почему, как вы думаете, в поэме Ахматова использует апокалипсическую картину?

- С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина “каторжные норы”?

(Поэтесса намеренно вызывает у нас ассоциации с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о “смертельной тоске”.)

- А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?

(Говоря о личном, она становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

- Возьмите карточки № 1, впишите туда найденные в этой части эпитеты, сравнения. Какое настроение они создают?

- Какой вывод можно сделать, кому же посвящает Ахматова свою поэму?

(Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой. Их лирическая героиня не отделяет себя от них.)

Всё «Посвящение» написано от лица поэтессы. Об этом сказано в последнем стихе: «Им я шлю прощальный свой привет», а также через местоимение мы («Мы не знаем, мы повсюду те же…»). Подтверждается уверенность поэта в способности выйти из временного круга, воспринять чужое горе и «описать» происходящее. Здесь обозначен и конкретный адресат реквиема. Это те женщины, которые переживали арест своих близких. Память об их трагедии и призван сохранить «Реквием».

В «Посвящении» концентрированно излагается всё содержание поэмы: образ Ленинграда – арест - ожидание – приговор – обращение к «невольным подругам» - тема памяти»

Первая строка этой части говорит о непереносимом для человека горе: «Перед этим горем гнутся горы»

Степень страдания настолько велика, что даже природа не выдерживает его. Но от этого мир не меняется. Жестокая реальность не исчезает, и с ней человеку надо жить. Однако жить с таким страданием невозможно. Поэтому в «каторжные норы» Ахматовой не проникает даже луча надежды. Здесь – «смертельная тоска». Так Ахматова создаёт ситуацию тупика.

Героиня после приговора «ото всех уже отделена». «Отделена» от тех, для кого приговор ещё не прозвучал, то есть от имеющих надежду, а значит, жизнь. «Словно с болью жизнь из сердца вынут…» С приговором героиня внутренне умирает. Но внутренняя смерть не даёт смерти физической. Об этом говорит последняя строка: «Но идёт…Шатается… Одна». Героиня продолжает жить, но жить «без жизни», внутренне опустошённой.

Первые строки – знак апокалипсического мира. (Ср.: «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих…» - Откровение Иоанна Богослова) Для описания событий очевидцем которых была Ахматова, поэтесса выбирает библейский масштаб.

Библейские, в том числе и апокалипсические мотивы пронизывают всю поэму. Апокалипсические картины становятся у Ахматовой символом эпохи.

Заключая слова «каторжные норы» в кавычки, Ахматова нацеливает читателя на сопоставление со стихами Пушкина. В стихотворении Пушкина звучит уверенность в торжестве справедливости, которая как бы преодолевает расстояние между поэтом и декабристами. Лирическая героиня Ахматовой знает, что, в отличие от пушкинского, её монолог останется без ответа.

Единственным аккомпанементом траурного Реквиема может быть только Тишина и резкие отдалённые удары похоронного звона... Эта Тишина звучит. Многими звуками наполнен цикл:

здесь звучат песня разлуки паровозных гудков, и громыхание чёрных марусь, и плач детей, и женский вой, и кадильный звон, и хор ангелов, и крик стомильонного народа. Эти звуки не убивают Тишину, а делают её ощутимее.

Учитель. А какая Родина изображена у Ахматовой? (Читаем «Вступление».)

- Какие черты эпохи описывает Ахматова?

Вступление.

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осуждённых полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь.

Родина — живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами “чёрных марусь”.

«Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, дана эпоха.

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад…

Мёртвый ничего не чувствует, не переживает, он – «спокоен». В эту эпоху основное желание живого – умереть. Умереть – значит уйти от горя, от страдания, которое несёт в себе жизнь.

«Звёзды смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.

«Марусями» называли в народе машины для перевозки арестантов. Существовало и иное название – «ворон» или «воронок».

Читаем строки поэмы и понимаем, сколь трагично складывалась жизнь для многих тысяч людей в России. Реальные детали той страшной эпохи: «осуждённых полки», «под кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь», длинные тюремные очереди родственников арестованных, «бледное от страха» лицо управдома – очень точно характеризуют то время.

(Читаем первую часть.)

- Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

(На выносе, дети плакали, свеча оплыла, смертный пот на челе.)

- Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой жёнки? Что вы помните о стрельцах?

(о казни стрельцов с опорой на картину В.Сурикова.)

- Какова роль христианских мотивов?

Глава I

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В тёмной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе… Не забыть!

Буду я, как стрелецкие жёнки,

Под кремлёвскими башнями выть.

Осень 1935

Москва

С 1 главы действующим лицом становится героиня. Начинается рассказ о судьбе конкретной женщины. Основное событие главы – арест сына. Остановимся на фразе: «Не забыть!». Её можно воспринять двояко.

1) обозначение реакции на ужас происходящего. Страшная картина ареста навсегда останется в памяти матери – забыть это невозможно.

2) Крик «Не забыть!» можно понять как приказание самой себе. Это приказ помнить.

Отсюда смысл всей части заключается в том, что арест сына настолько трагичен, что жить с этим горем невыносимо трудно. Единственный выход – забвение. Но забыть этого нельзя, так как перестать помнить – значит перестать чувствовать, внутренне умереть

Определённую смысловую нагрузку несут в поэме и христианские мотивы. «На губах твоих холод иконки» – испокон веков русские, прощаясь с домом, целовали икону. Причащаясь перед смертью – тоже. В той главе прощание с семьёй становится сродни смерти – «смертный пот на челе».

Поэма сопричастна историческому прошлому. «Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть». Эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта. Лирическая героиня оказывается в ряду безымянных жён и матерей, теряющих своих мужей и сыновей на протяжении всей многострадальной русской истории. Таким образом, изображаемое оказывается вписанным в контекст русской истории.

(Читаем вторую часть.)

- Что напоминает это стихотворение?

- Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?

- Как проявляется категория времени и пространства в «Реквиеме»?

Во второй части «Вступления» слышится колыбельная:

Глава II

Тихо льётся тихий Дон,

Жёлтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит жёлтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Но только вместо ласковых слов «спи, моя радость, усни», мы слышим совсем другие, пронизанные болью слова. Потому что эта колыбельная не на сон, а на смерть.

Женщина изображена со стороны и изнутри. Возникает ситуация раздвоения героини. С одной стороны, она страдает, а с другой – наблюдает это страдание. Одна чувствует, живёт, другая смотрит спокойно со стороны.

Традиционно жёлтый цвет связывался в русской литературе с образом Петербурга.

У Ахматовой жёлтый лунный свет часто сопутствует смерти. В поэме месяц не только свидетель, но и участник событий. Жёлтый свет луны усиливает ощущение трагичности происходящего.

В «Реквиеме» жёлтый цвет имеет ещё и значение предательского.

Категория пространства в поэме выражена своеобразно. Вроде бы достаточно реалий для адреса – Ленинград, красная кирпичная стена тюрьмы «Кресты». Но рядом – «под Кремлёвскими стенами» и «тихо льётся тихий Дон…» Расширяется пространство поэмы, включает в себя всю Россию.

(Читаем третью часть)

Глава III

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть чёрные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…

Ночь.

Героиня смотрит на себя саму и на своё страдание со стороны. Она не может поверить, что способна переносить всю тяжесть горя. Ещё больше она боится своего страдания. Её желание – забыть всё происходящее, не помнить и не чувствовать его. Конечная цель героини – полное забытьё. Об этом говорит последняя строка – «Ночь»

«Чёрные сукна» – не только знак траура, но и попытка забвения. Образы ночи, фонарей имеют такое же значение.

(Читаем четвёртую часть.)

- К кому обращены слова четвёртой части? Что же происходит с героиней?

(Она на грани безумия, происходит раздвоение личности.)

Конечно, Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.

Глава IV

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской весёлой грешнице,

Что случится с жизнью твоей –

Как трёхсотая с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И своей слезою горячею

Новогодний лёд прожигать.

Там тюремный тополь качается,

И ни звука – а сколько там

Неповинных жизней кончается…

(Читаем пятую и шестую части.)

- Как меняется образ женщины? Почему?

- Выделите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Что помогает поэту выразить такое обилие глаголов?

- Много ли глаголов в конце этой части? Сделайте вывод.

(Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтоб узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Мать находится на грани безумия, и из её уст льются тихие строчки колыбельной сыну.)

Глава V

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

Глава VI

Лёгкие летят недели,

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоём кресте высоком

И о смерти говорят.

1939

-Почему 7 глава озаглавлена «Приговор»?

Глава VII

Приговор

И упало каменное слово

На мою ещё живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то… Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

Лето 1939

Потеря последней надежды, ожидания чего-то светлого, остаётся одно – позвать смерть.

Приговор убивает надежду – то, что ещё помогало героине жить. Теперь жизнь не имеет смысла. После потери надежды сил страдать, а значит, жить более не остаётся. Но она трижды повторяет слово «надо»: «Надо память до конца убить, // Надо, чтоб душа окаменела, //, Надо снова научиться жить» Героиня стремится к убийству души. Это сделать нужно, чтобы не страдать. Женщина даже боится представить, как продолжать жить, чувствуя горе. Поэтому и происходит обрыв мысли: «А не то…»

Страшный процесс окаменения представляется героиней как обыденность: «У меня сегодня много дела…»

Мотив «окаменелости» встречается в «Реквиеме» неоднократно:

«И упало к а м е н н о е слово»; «Надо, чтоб душа о к а м е н е л а»; «о к а м е н е л о е страданье»; «Ученик любимый к а м е н е л».

  1. «Каменный» в значении тяжёлый, страшный, невыносимый

  2. Страдание, лишающее жизни, повергающее в состояние бесчувствия. Не случайно слову «каменный» в этом контексте оказывается противопоставленным слово «живой».

  3. Выход человека за пределы своих физических и духовных возможностей. Преодоление личного страдания поднимает человека над ситуацией, даёт ему возможность и право говорить об общей судьбе. Именно в таком слове видит назначение своей поэзии Ахматова.

- Как звучит мотив смерти в поэме?

Глава VIII

К смерти

Ты всё равно придёшь – зачем же не теперь?

Я жду тебя – мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Прими для этого какой угодно вид,

Ворвись отравленным снарядом

Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,

Иль отрави тифозным чадом.

Иль сказочкой, придуманной тобой

И всем до тошноты знакомой,-

Чтоб я увидела верх шапки голубой

И бледного от страха управдома.

Мне всё равно теперь. Клубится Енисей,

Звезда Полярная сияет.

И синий блеск возлюбленных очей

Последний ужас застилает.

19 августа 1939

Героиня желает умереть физически. Смерть прекращает все страдания без внутренних усилий. Именно в ситуации, когда нет сил жить с горем и нет возможности забыть его, смерть кажется желанной мечтой: «Я жду тебя – мне очень трудно.// Я потушила свет и отворила дверь// Тебе, такой простой и чудной»

Смерть лишает её памяти о сыне. Страдание же связывает мать и сына. Это тяжёлая ситуация выбора между смертью и жизнью намечается в конце главы, разворачивается в 9 главе.

Настойчиво звучит мотив смерти в поэме. «Звёзды смерти», «смертный пот», «как на выносе шла», «звон прощальный»… Отдельная глава «К смерти» определяет особое отношение: оказывается, горе может быть столь велико, что смерть кажется избавлением от страданий. Лирическая героиня Ахматовой представляет смерть во многих обличьях, порой маскарадных, балаганных («с гирькой подкрадись, как опытный бандит»). Тем острее сквозь эту наигранную балаганность сквозит боль.

Звезда в поэме – символ государственности. И страшно, что она неизменно связана со словом «смерть»: «звёзды смерти стояли над нами», «и прямо мне в окно глядит и скорой гибелью грозит огромная звезда».

Глава IX

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином

И манит в чёрную долину.

И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему,

Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего

Оно мне унести с собою

(Как ни упрашивать его

И как ни докучать мольбою):

Ни сына страшные глаза-

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдалённый лёгкий звук –

Слова последних утешений.

4 мая 1940

Последняя глава, где повествование идёт от лица героини. Безумие, забвение уже владеет душой героини, но пока ещё «наполовину». Душа героини «окаменела» не полностью. Возникает ситуация раздвоения на чувствующую и «окаменелую». В последних строках мать молит о том, чтобы даже самые горькие моменты жизни сохранились в её душе.

-Прочтите название десятой главы. С чем оно связано?

(Читаем десятую часть.)

- Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

- Одинаковы ли страдания матерей? А сыновей?

- Какую мысль позволяют выразить образы страдающих Христа и Богоматери? (Освящают страдания.)

Глава X

Распятие

Не рыдай Мене, Мати,

Во гробе сущу.

1.

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А матери: «О, не рыдай Мене…»

2

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

В главе «Распятие» Ахматова рисует горе Богородицы во время казни сына. Вспоминает известные по Евангелию слова: «Не рыдай мене, Мати…» Горе матери беспредельно – в её сторону даже невозможно смотреть, её горе невозможно передать словами:

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

В этой главе героиня больше не говорит – она «молчит». Поэтому всё повествование идёт от 3 лица, а не от 1 лица. Речь идёт о смерти Христа. Ахматова создаёт картину прощания матери с сыном, где образ матери возводится к фигуре Богородицы, а образ сына – к Христу. Но Ахматова изменяет смысл евангельской истории.

И в эпиграфе, и в первом четверостишии повторяется просьба Христа не оплакивать Его как мёртвого. Эти слова Христа имеют глубокий смысл: смерть Сына Божьего на кресте не является окончательной, за ней неизбежно последует воскресение из мёртвых. Вера в воскресение,

в жизнь вечную пронизывает весь Новый Завет.

Холодность Матери – не равнодушие, а «окаменелость» души, поэтому в сторону Матери «никто взглянуть и не посмел». Душа героини умерла. Поэтому мы не слышим голоса героини. Она уже ничего не может сказать, ибо ничего не чувствует.

История героини есть движение от жизни к смерти, смерти духовной, от страдания к «окаменению», бесчувствию. В сложившихся условиях героиня может одолеть непереносимое страдание лишь путём духовной гибели.

Отсюда становится понятным и смысл названия поэмы. Совершенно очевидна связь названия с заупокойной мессой в католическом богослужении. Однако ахматовский «Реквием»

посвящён не погибшим в лагерях и тюрьмах, а оставшимся жить по ту сторону «стены». «Реквием» описывает именно живущих, но у них умирает нечто более важное, чем тело, - душа. Именно об этой смерти и говорит поэма. Таким образом, «Реквием» есть плач по умершим душам живых людей.

Возьмите карточки № 2. Перечитайте первую часть «Эпилога» и нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный здесь.

Это конкретный портрет или обобщённый?

Вывод. Да, Ахматова говорит от имени всех, к чьим страданиям были глухи там, за тюремными стенами.

Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список, и негде узнать, — говорит Ахматова. Но она помнит всех и говорит от имени всех. Поэма, посвящённая безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках.

- В самом же финале поэма наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?

(Громыхание, хлопанье, вой.)

Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.

В «Эпилоге» 1,2 стихотворения возникает образ Матери, который носит обобщённый характер.

1 стихотворение говорит, что делает страх и несвобода с женщинами, с матерями – превращает в старух. Образ женщины ассоциируется со страной (Россией), которая устала от этого, но ещё сильна; с эпохой (серо-седой)

«Эпилог» подхватывает все моменты, которые были рассыпаны по всему произведению.

Память – спасение от духовной гибели для всего народа.

Голос автора – женщины – становится твёрже. Она прошла всё: ожидание – приговор – пустоту – желание смерти – безумие. Ей не страшно ничего – и это всё приметы времени.

Эпилог.

1.

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жёсткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и чёрных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

2.

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»,

Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слёзы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Март 1940

Фонтанный Дом

Душа героини умерла, как, видимо, умерли и души многих других женщин. Но одна душа всё же сохранилась. Это душа поэтессы. В «Эпилоге» мы слышим голос поэта, о чём говорит местоимение «я». Именно «Эпилог» выполняет функцию воскресения, близкую к христианской, но отличную от неё, - воскресение через память. Умершая душа «оживает» не в Царстве Божием, а в памяти человека. Пока кто-то помнит об умершем, он продолжает «жить». Память о душах, погибших в страшных мучениях, сохраняет поэт. И пока голос поэта звучит, пока он способен чувствовать, души продолжают жить.

Поэт один из всех сохранил восприимчивость к горю, не только к своему, но и к чужому: «Я вижу, я слышу, я чувствую вас…»

Мотив «окаменения» в поэме развивается: «Реквием» завершается образом памятника, неотделимым от лирической героини. Сама Ахматова – воплощение «окаменелого страданья» - как бы превращается в образ Памятника страданию своих современниц.

Образы, встречающиеся в цикле ранее, приобретают в эпилоге звуковую характеристику, мы вслед за лирической героиней слышим «громыхание чёрных марусь», и хлюпанье постылой двери, и вой старухи. Эти звуки усиливаются звукописью, аллитероацией (раскаты «р»: страх, страницы, страдание) и анафорой (словесные повторы в начале стихового ряда: «и ту», «о них»). Звучание стиха напоминает звучание колокола, постепенно нарастающее и превращающееся в набат. Достигая кульминации, звук обрывается. Страдание сменяется скорбью.

А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

ОБОБЩЕНИЕ.

  • Слова «Реквиема» обращены ко всем умершим и выжившим в те страшные годы, в небольшом по объему произведении показана трагедия всего народа, вневременное ее значение.

  • Голоса поэта, матери, историка сплетаются с голосами всего поколения

  • Автобиографическая линия делает картины всеобщей трагедии более проникновенными, личными.

  • Несомненно, Ахматовой был свойственен трагический дар. Именно он позволил ей с потрясающей поэтической силой передать события тех лет. Практически все творчество Ахматовой советской поры – грандиозный реквием по убитым и задушенным – людям и мечтам, стихотворениям и надеждам… Страшно подумать, но тот полувековой реквием не был художественным преувеличением, искусственной драматизацией жизни поэта и страны. Он был горькой правдой жизни.

  • Это не только надгробный плач, но и суровое предостережение человечеству.

Выставление отметок.

Рефлексия.

Д/з: написать творческую работу. Темы: «Судьба страны и женщины по поэме А.Ахматовой «Реквием»; «Эпоха, изображённая в поэме «Реквием».

Категория: Разработки уроков | Добавил: panova
Просмотров: 66 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
МОН ДНР
ИППО Донецк
Инфоурок
Библиотека