Понедельк, 19.11.2018, 00:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русский язык » Разработки уроков [ Добавить материал ]

Комплексный анализ текста
13.01.2018, 16:14

Комплексный анализ текста 
Текст 1.
Выразительно прочитайте отрывок из баллады, в котором описывается мастерство зодчих.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики, луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл итальянских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом…
                                            (Д. Кедрин. Зодчие)
1. Подберите синонимы к словам богомазы, дивились, размалеван.
2. Как вы понимаете выражения выплетать узор; крыть кровлю лазурью, купол золотом жгли?
3. Какими эпитетами наделяет автор создателей собора?
4. В чем проявляются мастерство, замечательный талант зодчих?
5. Какие из слов текста имеют в современном русском языке помету устар.? (За-
не, зело, оной и др.). Объясните их лексическое значение.
6. Что вы знаете о личности и творчестве Андрея Рублева?
7. Найдите однородные члены предложения и объясните знаки препинания.
8. Подготовьте сообщение о судьбе мастеров Бармы и Постника, построивших
собор Василия Блаженного на Красной площади (1555–1560) в Москве

Текст 2.
(1) Что это значит – талант? (2) Однажды весной я подумал об этом, и вот вижу: на высокой елке, на самом верхнем ее пальчике, сидит маленький птичик. (3) Я догадался, что птичик этот поет, потому что клювик его маленький то откроется, то закроется. (4) Но такой он маленький, птичик, что песенка его до земли не доходит и остается вся там, наверху. (5) Птичик этот крохотный пел, чтобы славить зарю, но не для того он пел, чтобы песенка славила птичку. (6)
Так я тогда в этом птичике и нашел ответ себе на вопрос: что такое талант? (7) Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе: это способность славить зарю, но не самому славиться. (8) Вот еще что я думаю о таланте: эта птичка поет не только у поэтов, музыкантов и всякого рода артистов; в каждом деле движение к лучшему непременно совершается под песенку такой птички. (9) Я знал одного башмачника по имени Цыганок в Марьиной роще. (10) Крыша в его домике развалилась – ему нет дела до крыши; штаны износились спереди – ничего, закрывается фартуком; просиделись сзади штаны – опять ничего, закрывается другим фартуком сзади. (11) Но какое мастерство! (12) О мастерстве этого Цыганка легенды сложились. (13) Рассказывают, будто в прежнее время приехала к нему в Марьину рощу из Парижа настоящая француженка, и мастер сделал ей две пары башмаков. (14) Одну эту пару француженка в грязь окунула, чтоб вид получился для таможни ношеный, другую пару завернула в газету, свою же, парижскую, бросила. (15) По приезде в Париж она очищает грязную пару, продает и оку пает все расходы по этой поездке в Марьину рощу. (16) Сколько в жизни своей видел я таких мастеров и думаю теперь, что артисты бывают не только в искусстве: всякий артист, кто делает свое дело под пение птички.
(М. Пришвин)
1. Определите стиль и тип текста.
2. В каких словах выражена авторская позиция?
3. Как понимает М.Пришвин значение слова талант? Найдите в тексте его определение.
4. Перескажите историю башмачника простого русского мастера Цыганка? Как его описывает М. Пришвин?
5. Из предложений 12–14 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости-звонкости последующего согласного звука.
6. Из предложений 12–14 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего времени чередуется с -ываю/-иваю.
7. Замените разговорное слово износились в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 15.
9. Среди предложений 1–5 найдите предложения с уточняющими членами предложения.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при вводном слове.
(7) Это, (1) по-моему, (2) есть способность делать больше, (3) чем нужно только себе: это способность славить зарю, (4) но не самому славиться.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
(5) Птичик этот крохотный пел,(1) чтобы славить зарю,(2) но не для того он пел,(3) чтобы песенка славила птичку.
13. Выпишите номера предложений с однородными членами.
14. Среди предложений 1–4 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Категория: Разработки уроков | Добавил: panova
Просмотров: 357 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск