Аудирование (5 класс с русским языком обучения)
Федот, да не тот!
Поставил грибник на пенёк корзину с грибами. Сам к ручью отдохнуть отошёл. Увидел кузовок Дрозд да как затрещит:
– Ах, батюшки, ох, матушки, что же такое делается? Ядовитые поганки в кузовке сидят, а вкуснейшие съедобные грибы рядом валяются! Благороднейший гриб – Боровик! Вкуснейший гриб – Шампиньон! Что тут творится? Что за грибник такой? Набрал одних поганок, да ещё и радуется небось? Надо нам его от беды спасти!
А тут ещё Мухомор из-под листка высунулся:
- Эх, была не была, назовусь груздем, да и полезу в кузов! Что я, хуже других поганок, что ли?
- Какой же ты груздь,- закричал Боровик, - когда ты Мухомор!
- Никакой ты не груздь, почему ты лжёшь? – вскрикнул гриб Шампиньон.
- Все лгут, и я лгу,- отвечает Мухомор. – Ты, Боровик, лучше посмотри, кто в кузове-то справа сидит? Вон Ложный Опёнок. Вон Ложная Лисичка! Все ложные: лгун на лгуне! А слева ещё хуже! Вон Сатанинский ядовитый гриб. А вон, полюбуйся, ядовитая Бледная поганка торчит! А это горький, как горчица, Желчный гриб! Вот какая компания в кузове собралась! А я что – хуже их? Я тоже поганка. Пустите меня к своим!
Полез Мухомор в кузовок, а поганки его не пускают.
- Ну, поганки, держитесь! – заорал Мухомор. – Пеняйте на себя теперь! Я вас сейчас всех на чистую воду выведу! Все ваши приметы и хитрости грибникам выдам. «Мы – как белые! Мы – как шампиньоны!» Хоть вы и похожи, да не одно и то же! – И выволок из кузова грибы Желчный и Сатанинский, схватил их за шляпки и поставил рядом с Боровиком. – Смотрите все и запоминайте! По виду эти поганки и в самом деле похожи на гриб Боровик. Но если Сатанинскому надломить шляпку – вот так! – то на изломе она станет лиловатой, а если то же сделать с грибом Желчным – вот так! – то его шляпка на изломе станет розовой. Запомнили? А у тебя, благородный гриб Боровик?
- А у меня излом шляпки всегда белый! – ответил гордо гриб Боровик. И сам надломил себе шляпку. – Видели? Беленькая, чистенькая и не горькая!
А Мухомор не унимается:
- Теперь, Бледная поганка, твоя очередь! Становись рядышком с Шампиньоном. Сверху ты и впрямь на него похожа, а вот снизу – совсем другая! Какие у тебя пластинки под шляпкой? Белые, бледные. А у Шампиньона? А у Шампиньона они розоватые, а то буроватые. Вот и весь мой сказ! Кто там ещё в кузове прячется? Ага, ещё Ложный Опёнок с Ложной Лисичкой! Ну, эти обманщики не страшные, если их съедите – не отравитесь. Кыш по кустам!
Разогнал Мухомор всех поганок, посадил в кузовок гриб Боровик и гриб Шампиньон и говорит:
- Ну, а меня-то вы уж ни с кем не спутаете! И рад бы божьей коровкой прикинуться, да пятнышки выдают!
И снова под листок спрятался.
Вернулся грибник, взял свой кузовок и пошагал домой. Так ничего и не заметил.
(446 слов) (По И. Степанкову)
Вопросы к тексту*
1. Кем хотел назваться Мухомор, чтобы забраться в кузовок?
а) Боровиком;
б) Шампиньоном;
в) Груздем.
2. Почему Мухомор решил раскрыть приметы и хитрости поганок?
а) Он хотел поступить честно;
б) потому что его не пустили в кузов;
в) Мухомор хотел помочь грибнику.
3. Какого цвета излом шляпки у Боровика?
а) Лиловатый;
б) белый;
в) розовый.
4. Какого цвета у Шампиньона пластинки под шляпкой?
а) белые, бледные;
б) коричневые;
в) розоватые и буроватые.
5. Какие грибы являются съедобными?
а) Ложный Опёнок и Ложная Лисичка;
б) Боровик и Шампиньон;
в) Сатанинский и Желчный грибы.
6. К какому стилю речи относится данный текст?
а) К научному;
б) к публицистическому;
в) к художественному.
* В следующих классах вопросы должны усложняться, т.е. следует включить в тест-карту задания на выявление изобразительно-выразительных средств языка, установление причинно-следственных связей в тексте, на определение главной мысли текста. Задания рекомендуем формулировать в форме тестов.
Ответы на вопросы
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
В
|
В
|
Б
|
В
|
Б
|
В
|
|