Вторник, 22.08.2017, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи [ Добавить материал ]

Как написать ОДУ
18.03.2017, 15:12

Ода зародилась еще в античные времена. Этот жанр был чрезвычайно популярен в Европе в XVIII столетии. Именно к этому периоду относятся лучшие классические образцы произведений. 

Ода – стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого- либо лица или события. 

Для современной оды важны «высокий предмет», высокий штиль и одический восторг. Вашим адресатом может быть юбиляр или любимый учитель. Можно посвятить оду любому предмету или явлению – грозе, дождю, дому и даже карандашу, которым вы ее будете записывать.

Как правило, классическая ода состоит из трех частей. В первой части изложите несколько восторженных слов об адресате. Опишите наиболее выдающиеся его достоинства. Старайтесь делать это высоким штилем, то есть смело применяйте архаизмы, преувеличения, неожиданные сравнения с цветами, величественными объектами природы, античными богами.  

Вторая часть оды – самая объемная. В ней можно рассказать об основных этапах жизненного пути вашего адресата. Не стесняйтесь употреблять пышные метафоры и возвышенные сравнения. Допустимы и аллегории, призванные возвеличить вашего героя. Современные поэты стараются избегать лишних инверсий, но в оде непривычный порядок слов не просто допустим – он является одним из основных признаков жанра. Риторические вопросы (вроде «быть или не быть», «в чем смысл земного бытия») тоже украсят ваше творение. Старайтесь употреблять как можно больше восклицаний, ведь ваша задача – прославить своего героя.

Заключительная часть обобщает уже сказанное. Можно коротко перечислить некоторые наиболее выдающиеся черты вашего адресата, сказать о его значении для человечества в целом или вашей компании в частности.

В текст добавите архаизмов и книжной лексики. От просторечия при написании оды лучше вообще избавиться, ведь вы же создаете торжественное произведение, которыми лучшие придворные поэты прославляли императоров.

Современную оду можно написать как поэтическую, так и прозаическую.

НАПРИМЕР

РУССКИЙ ЯЗЫК

(ода)

О прекрасный, могучий русский язык,

Без тебя человек головой бы поник,

Без тебя не сказать и не спеть,

И произведений не прочесть.

Язык, которым российская держава повелевает,

Никакому европейскому не уступает.

Он богатейший язык, без сомненья,

И это разных народов мненье.

Русский язык выразителен и свободен,

Родной язык для миллионов сотен.

Он чрезвычайно богат и живописен,

Поможет в отправке любимым писем.

Одарил человечество Бог,

Хорошо всем жить он помог.

Русский язык как дар,

Не может говорить человек – удар!

Если б не было его на земле,

Как выразить то, что творится в душе?

Как выразить радость иль горе?

Как сделать любовь невесомей?

Язык сближает нас,

Делает лучше жизнь в сотни раз.

Не знаю, как можно на свете прожить

И русский язык никогда не учить.

Русский язык способен приблизиться к языкам,

Богатым по своей силе и свободе расположения,

На нем написаны важнейшие

Международные договоры и соглашения.

Но все ж он является инструментом

Поговорить о случае жизни конкретном.

Не будь языка нашего, русского,

Не достиг человек бы развития умственного.

Агафонова Юлия

(9 класс)

* * *

Время царствам давало бой,

Но солдаты его – лета –

На коленях стоят пред тобой,

Языковая красота.

Русский язык, ты красив, ты певуч,

Ты протяжен, выразителен, ловок,

И для нас, словно лес, дремуч

Посреди книжных проселок.

Ранена я тобой стократ,

Но не охала, не стонала.

Под огнем красоты, как солдат,

Мужественно я стояла.

О, когда ты исчез бы вдруг,

Не страшна мне была б слепота.

Ты под сердцем замкнутый круг,

Русская красота.

Так живи и владей бесконечно

Ты сердцами таких, как я.

Столько лет ты жил – не сдавался,

Так живи же и властвуй всегда.

Бартенева Екатерина

(11 класс)

***

О, Школа, знаю, в сердце будет 
Любовь к тебе всегда гореть! 
И хочется в стихах её воспеть. 

Я оду посвящу тебе одной, 
Ты для меня – как дом родной! 
Святилище, куда иду на знаний свет, 
Накопленный за много – много лет, 
Струящийся из стен твоих. 
Ведь я - из тех, кто ждёт и ищет их - 
- Ума, добра и радости познанья, 
Как божескую манну пропитанья! 
Звенит звонка заливистая трель - 
Кому-то, скажут, надоел, как шмель,- 
А я быстрее в класс стремлюсь, 
Успеть к началу тороплюсь, 
Чтоб по крупицам драгоценным 
Собрать премудрости багаж бесценный. 

Частичка нового - нужна мне и весома - 
Добавится к тому, что мне уже знакомо, 
Накоплено в стараньях трудных. - 
Бегу по лестницам и коридорам шумным, 
С толпой знакомых и друзей моих, 
Которых я уже считаю за родных. 

Под этой кровлей старой и родной 
Дорогой доброю идём с тобой. 
Давно идём – плечо к плечу, рука к руке, 
И шаг за шагом вместе наравне. 
За годом год, в мельканье дней, 
Побед, успехов иль потерь - 
Встречая младших, старших провожая, 
И к возмужанию уверенно шагая. 

О, школа, ты для нас – доска трамплинная, 
А перед ней – разбега лента длинная, 
Готовящая нас в манящий, 
чуть пугающий полёт, 
Удобная ты нам опора, старт на взлёт! 

Ты приучаешь нас идти по жизни смело 
И принимать решения умело, 
И учишь ты быть к трудностям готовым, 
Не вешать нос и подниматься снова, 
Пусть даже баловать судьба не будет - 
Её своим трудом задабривать мы будем. 

С надеждою прощаясь, ты всех нас 
Напутствуешь: «Летите, в добрый час!», - 
Как мать своих детей ты нежно ободряешь 
И с гордостью затем известья получаешь 
О наших достиженьях малых и больших, 
И будешь с радостью рассказывать о них. 

А мы тебя, конечно, не забудем, 
И вспоминать лишь добрым словом будем - 
Экзамены, контрольные, ответы у доски, 
Уроки, парты, - но без страха и тоски, 
А только с теплотой, восторгом и любовью, 
И благодарностью в душе, 
и нежностью сыновней. 

Спасибо, Школа, - скажем мы 
и низко поклонимся, 
- Мы без тебя немногого б добились, 
И уходя, конечно, повинимся 
За то, что не всегда старательно учились. 

Ты всем нужна, как воздух для дыханья, 
Как мать для своего любимого, 
растущего дитя. 
Родных учителей терпенье и старанье, - 
Всё в жизни светлое и мудрое 
исходит от тебя! 

***

Великий русский язык! Хочу сказать тебе огромное спасибо за все! За то, что я могу мыслить и рассуждать. За то, что у меня есть возможность общаться с людьми. За то, что ты даешь возможность изъяснять свои мысли грамотно и красиво. За то, что ты объединяешь людей.  За то, что я могу выражать свои чувства. За то, что я могу подробно описывать увиденное, используя художественные средства. За то, что я умею аргументировать, приводить доводы, оспаривать, принимать к сведению. За то, что я могу соглашаться и отрицать. За то, что я имею возможность открывать новые горизонты. За то, что я могу узнавать новое, изучать науку. 
Мне очень понравились слова, которые произнес Иван Сергеевич Тургенев о тебе : «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Это еще раз демонстрирует то, что ты оказываешь огромное влияние на каждого человека, формируя из него личность.
О русский язык! Спасибо за твою гибкость, живописность, красноречие и богатство.

 

Категория: Развитие речи | Добавил: panova
Просмотров: 408 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
МОН ДНР
ИППО Донецк
Инфоурок
Библиотека