Пятниця, 26.04.2024, 20:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи [ Добавить материал ]

Модель сочинения по прочитанному тексту
[ · Перейти по ссылке () ] 11.03.2017, 09:39

Модель сочинения по прочитанному тексту

Мониторинговое исследование качества знаний по русскому языку
учащихся 5-11 классов общеобразовательных организаций ДНР
II-й этап  к Году русского языка


11 класс
Сочинение по прочитанному тексту

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных авто­ром текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте  позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумен­та).
Виктор Сергеевич Розов — известный русский драматург, участник Великой Отече­ственной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодежи второй поло­вины 20 века («В поисках радости», «Традиционный сбор», «Вечно живые», по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне «Летят журавли», и др.) он подни­мает  вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.
*************
(1)Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3)(3амечу сразу, я только раз­мышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет — по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными  душевными невзгодами. (7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конеч­но, да, но в то же время и нет.
(9)Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». (11)Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом...» (12)И еще — «вникай сам».
(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. (14)Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» (15)А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16) Дух мой был здоров.
(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Цар­ствие Божие внутри нас». (18)Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия суще­ствования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, кото­рых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе — беда.
                                                                                                                (В. Розов)
Сочинение по тексту
         Есть ли счастье в нашей жизни? Ведь каждый задумывался над этим вечным вопросом. И, кажется, многие так и не нашли ответа.
         В чём проявляется счастье? В духовных или материальных потребностях? Человек – это индивидуальность, для него всегда существуют свои приоритеты, цели и мечты.
         Достаточно спросить у человека, что такое счастье, и он сразу даст знать, чего ему не хватает. В нашей жизни всегда будет чего-то не хватать, иначе желание получить лучшее угаснет.
         По мнению автора, счастье кроется в гармонии личности. Он также утверждает, что не стоит ждать, пока кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь, нужно бороться за своё счастье.
         Я согласна с позицией автора. Никто не будет беспокоиться о нашем счастье. Мы должны понять для себя, что же значит счастье, а затем стремиться к достижению данной цели.
         Одним из таких примеров являются герои рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Казалось бы, деньги этим людям дали все существующие в мире радости и блага. Но автор показывает всю пустоту и несчастье тех, кто в силу нажитого богатства считает себя выше остальных. Однако, настоящее счастье – в жизни, в гармонии с природой, то, что испытывали пастухи в рассказе Бунина. Счастье может быть большим, когда исполняется заветная мечта. Такое никогда не забудется, всегда будет напоминать о себе. Существует и понятие о маленьком счастье. Осознавать то, что с твоей семьёй всё в порядке и дела идут хорошо – уже счастье.
          В нашей жизни всегда присутствует стимул для достижения цели. Эта цель и есть счастье.
                                                                                                                                                                 Л.Р., ученица 11 класса

Ссылка на примеры из литературы.

Модель сочинения-рассуждения и образец по тексту А. Солженицына.

«Не стоит село без праведника» - так гласит народная мудрость. А в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» она становится проблемой, потому что эта праведность не оценивается по достоинству окружающими. Писатель обращает внимание на эту проблему, потому что она относится к вечным вопросам взаимоотношений между людьми.

К1. Формулировка проблемы исходного текста.

Автор, описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовные качества и мелочность окружающих ее людей. Она была во много раз богаче духовно, чем ее золовка, муж, селяне, которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она была бескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочь людям.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира. На праведности и бескорыстии держится этот мир, но, в наш век поклонения деньгам и роскоши, эти качества мало кто ценит, их принимают как что-то из ряда вон выходящее, при этом не редко пренебрегая и издеваясь над честными и искренними людьми.

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Я согласна с мнение автора, потому что сама сталкиваюсь с подобными ситуациями как в жизни, так и в литературе.

Авторскую позиция подтверждает пример Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, она вынуждена пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы.

Матрениной безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.

К4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью. А текст Александра Солженицына призывает нас задуматься над своим отношением к людям, подобным Матрене, и уметь разглядывать в их заурядных и, как может нам казаться, глупых поступках широту человеческой души.

Заключение


Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

- Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.

Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела...

Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.    (А.Солженицын)

 

Модель сочинения-рассуждения по тексту Н. Рериха.

Прочитав текст Н. Рериха, я задумалась над поднятой автором проблемой. Она заключается в том, что представители новых течений в сферах человеческой деятельности иногда позволяют себе незаслуженно отвергать опыт предыдущих поколений мыслителей, ученых, творцов.

К1. Формулировка проблемы исходного текста.

По мнению автора, это происходит потому, что молодая наука или культура, защищая себя, принижает значение более ранних достижений, не задумываясь о том, что они являются ее же основой, фундаментом. Вне всяких сомнений, сегодняшние деятели, посвящающие себя служению людям, должны как можно чаще обращаться к опыту предков.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Н.Рерих полагает, что погружение в изучение наследия былых времен открывает для творца новые горизонты, дает возможность развиваться, расти, перенимать опыт, собираемый веками. Таким образом, осмыслив старое, человек может создать что-либо невиданное, новое, яркое, заслуживающее всеобщее внимание и восхищение.

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Я согласна с мнением автора, потому что и современная жизнь, и более ранние эпохи предоставляют множество примеров, подтверждающих позицию Н.Рериха.

Во-первых, А.С.Пушкин – гений, солнце русской поэзии – черпал вдохновение из фольклора. Сказки, былины, предания подарили нам «Руслана и Людмилу», «Песнь о вещем Олеге», а история подсказала поэту темы для «Капитанской дочки», «Бориса Годунова».

Во-вторых, печальный опыт футуристов подтверждает необходимость изучения прошлых достижений для создания нового. Приверженцы этого движения были несомненно талантливы, и их произведения получили признание, но футуризм не стал развиваться, а впоследствии поэты – футуристы вернулись в своем творчестве к классической школе.

К4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Поэтому, я полагаю, что осмысление проблемы, поднятой автором, поможет избежать многих ошибок и пробудить уважение и почтение к мудрости веков.

Заключение

Суеверия, предрассудки, предубеждения во все века одолевали человека. Всегда находились своеобразные инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. Познание всегда ограничивали страхом костра.

Множество полезнейших научных открытий сожгли на потеху толпе. Жгли Джордано Бруно, казнили Лавуазье, Сократа, продавали в рабство Платона. Длинен список невежественных уничтожений. Напрасно лучшие умы взывали об освобождении науки. Толпы кричали о свободе – и изгоняли Аристотеля, Пифагора, Перикла.

И не в глубокой древности искать примеры. В XIX веке Академия наук преследовала Менделеева. Не от сладкой жизни уехал из России Мечников. А вспомните жизнь Пирогова…

И сейчас можно привести многие печальные примеры суеверий, хотя бы они и прикрылись различными терминами.
Наука, если она хочет быть обновленной, должна быть, прежде всего, неограниченной и тем самым бесстрашной. Всякое условное ограничение уже будет свидетельством убожества, а тем самым станет непреоборимым препятствием на пути достижения.

Вспоминаю один разговор с ученым, который настолько хотел быть защитником новой науки, что даже старался унизить значение всех древних накоплений. Между тем именно каждый молодой представитель новой науки должен быть, прежде всего, открыт ко всему полезному и тем более к тому, что уже засвидетельствовано веками. Всякое отрицание уже противоположно творчеству. Истинный творец прежде всего не доходит до отрицания в своем светлом, постоянном поступательном движении. Творец и не имеет даже времени на осуждение и отрицание. Процесс творчества совершается в неудержимой прогрессии. Потому-то так больно видеть, когда, в силу каких-то предвзятостей и суеверий, человек запутывает сам себя призраками. Лишь бы не подумали, что ученый становится старообразным, - боязливый человек готов предать анафеме или забытию самые поучительные накопления древнего опыта.

Именно свободная, неограниченная наука опять открывает человечеству многие, давно забытые, полезные находки. Фольклор снова идет рука об руку с памятниками археологии. Песня и предание подкрепляют пути истории. Многие раскопки последних лет изумляли нас изысканностью смысла и форм. Эта изысканность, утонченное изящество давних веков, еще раз напоминает, с каким заботливым, почтительным вниманием мы должны прикасаться к заветам древности. Все, что может служить на пользу развития человеческого мышления, - все должно быть и выслушано, и принято. Безразлично, в какой одежде или в каком иероглифе принесется осколок знания. В нем нет ни старого, ни молодого, ни древнего, ни нового. В нем совершается великая, неограниченная эволюция. Каждый, затрудняющий ее, будет исчадием тьмы. Каждый, посильно содействующий ей, будет истинным воином, сотрудником света.

(Н.Рерих.1934г.)

Помните, только самая основная проблема вызывает глубокие авторские размышления. Как только вы ее нашли - это ваша путеводная звезда, которую вы не должны выпускать ни на минуту из виду.

Категория: Развитие речи | Добавил: panova
Просмотров: 2191 | Загрузок: 215 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск