Пятниця, 29.03.2024, 01:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи [ Добавить материал ]

План к сочинению по прочитанному тексту
[ · Перейти по ссылке () ] 11.03.2017, 09:56

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
План 1 сочинения:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.
Проблемы, комментарии, позиция автора, аргументы. Хочешь узнать, как правильно их определить и сформулировать?Смотри презентацию " Сочинение на ЕГЭ".

План 2
1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2. Проблема, поднятая в тексте.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция.
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Речевые образцы
Как начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…
 
Комментарии
- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …
- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….
- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …
 
Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Одобрение
Нейтральная позиция (констатация фактов)
Порицание, осуждение
Автор восхищается …;
поражается …, удивляется …;
словно приглашает вместе с ним полюбоваться …;
с интересом наблюдает за тем …;
любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о
Автор размышляет о …;
словно приглашает читателя к диалогу …;
делится своими мыслями, наблюдениями …;
ставит перед читателями важную, злободневную проблему …;
пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
Автор с болью в сердце пишет о том, что …;
с горечью говорит о…
у автора вызывает негодование …;
автор не может мириться с тем …;
с горькой иронией пишет о том …;
свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…
Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
Например:
а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
· Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
· Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
 
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
· На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
· О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
· Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких
известных …, как …
· Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
· Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…
 
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
· Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
· Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
· Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.

3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

Природа и человек 
Детство
Человек и познание 
Наука
Нравственные качества человека 
Честь, человеческое достоинство 
Чинопочитание, чиновничество
Любовь к Родине 
Сохранение исторической памяти, русского языка 
Война
Героизм
Патриотизм
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество 
Влияние учителя 
Отцы и дети 
Самопожертвование, сострадание, любовь к ближнему 
Самореализация, стремления, цели, смысл жизни, ценности и идеалы человека 
Культура, воспитание, труд, книги в жизни человека, роль примера, одиночество, личности в истории 
Хамство
 Проблема отношения человека к своему делу и его последствий
Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости
Проблема отношения к родине 
Преданность собак
Трагедия "маленького человека" 
Национальная вражда 
Отношение толпы к людям, которые из нее выделяются
Есть ли у человека свобода выбора?
Зло, добро и художественная деятельность:
Счастье
Нравственный выбор

Категория: Развитие речи | Добавил: panova
Просмотров: 1218 | Загрузок: 160 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск