Пятниця, 19.04.2024, 01:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи [ Добавить материал ]

Публицистический стиль
05.11.2016, 14:18

Публицистический стиль речи:

1. Цель: информационная, оценочная, воздействующая.

2. Функция: воздействие на слушателя, читателя (устный или письменный монолог)

3. Жанры: статья из журнала, газеты (рассуждение, основанное на анализе фактов в их причинно-следственной взаимосвязи, включающее чётко выраженную позицию по раскрываемым проблемам), репортаж (оперативная информация с места происшествия); фельетон (обличение общественных пороков, построенное на основе одного или группы близких друг другу явлений); очерк (портретный, путевой, проблемный - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке, явлении, отличающийся от литературного своей достоверностью, отсутствием вымысла, включающий открытые размышления о предмете изображения); заметка (сжатое сообщение о новом событии из жизни общества, значимом для окружающих); речи выступающих на митингах, интервью.

4. Особенности стиля: социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств, торжественность, логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, достоверность фактов, конкретность, строгая обоснованность, общедоступность.

5. Лексика:

а) общественно-политическая;

б) речевые стандарты (работники бюджетной сферы, служба быта, силовые ведомства);

в) речевые штампы, имеющие канцелярскую окраску (на данном этапе, на сегодняшний день);

г) разговорные слова и выражения, пословицы, поговорки, цитаты.

д) общенаучная терминология.

е) эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы, лексические повторы, градация.

ж) риторические вопросы, обращения.

6. Морфология:

а) отвлеченные существительные с суффиксами -ость, -ство, -ие;

б) слова с интернациональными словообразовательными элементами: приставки: -архи, -гипер, -дез, -контр,-пост, -транс; суффиксы: -а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант;

в) слова с эмоционально-экспрессивными аффиксами: -ичать, -ультра;

г) слова, образованные путём сложения: общественно-политические;

д) аббревиатуры;

е) активное употребление прилагательных и причастий;

7. Синтаксис:

а) простота, ясность предложений;

б) монолог, диалог;

в) необычный порядок слов, риторический вопрос, обращение;

г) побудительные и восклицательные предложения;

д) все виды односоставных предложений;

е) однородные члены, вводные слова, причастные и деепричастные обороты сложные синтаксические конструкции.

Например.

1 " В России две беды: дураки и дороги", - утверждал Карамзин. С тех пор прошло немало времени, в стране менялся конституционный строй, но эти извечные проблемы по - прежнему присутствуют в нашей действительности. И если для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно. В прошлом году завершилась пятилетняя президентская программа "Дороги России", теперь же транспортники решили мыслить более масштабно и разработали план на десятилетие.

Анализ: Этот текст относится к публицистическому стилю речи. Его цель - дать читателю информацию с последующей оценкой проблемы дорог и транспорта, одновременно воздействуя на читателя. Это, скорее всего, отрывок из публицистической статьи, возможно, начало проблемного очерка. Для данного текста характерно употребление слов общественно - политического типа лексики: "конституционный строй", "госпрограмма". "государство", "пятилетняя президентская программа". Здесь встречаются речевые стандарты, а также штампы, имеющие канцелярскую окраску: "государство борется", "мыслить масштабно", "извечные проблемы", "присутствуют в действительности", "разработан план". Кроме того, в данном тексте есть и разговорные слова, что особенно характерно для публицистического стиля речи: "дураки", "колдобины", "ухабы". Для этого высказывания свойственны простота, эмоциональность, а значит, текст будет понятен широкому кругу читателей. Начинается он с цитаты: "В России две беды: дураки и дороги", которая давно уже стала афоризмом. Последующие три сложных предложения построены на антитезе: "менялся конституционный строй, но проблемы по - прежнему присутствуют"; "для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно"; "пятилетняя президентская программа завершилась, теперь же транспортники разработали план на десятилетие". Данное высказывание характерно для широкого круга читателей.

2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете) 
 
3. Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг». 
Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины – нашей Москвы – гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле. Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них. В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней… Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

 

Категория: Развитие речи | Добавил: panova
Просмотров: 1231 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск