Воскресение, 04.12.2016, 22:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи [ Добавить материал ]

Виды изложений, диктантов
28.08.2016, 16:29

Основная цель обучения в школе – достижение свободного владения языком во всех видах речевой деятельности. Учащиеся знакомятся с такими речеведческими понятиями, как общение и речь, стили и типы речи, тема, микротема и основная мысль высказывания.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое. Первое направление в развитии речи обучающихся – овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Третье направление – формирование умений и  навыков связного изложения мыслей.

Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Работа включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план, в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно. Формирование навыков устной и письменной речи необходимо  вести на уроке, после  уроков (внеклассная работа) и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

Главное внимание на  уроках следует  уделять работе с текстами.

Целесообразно  использовать  следующие  виды работ: диалог,  устный и письменный рассказы, сочинения на основе личных впечатлений, устные дискуссии, языковые игры, творческие диктанты, пересказ художественного текста от лица героя и т.п. Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

Предлагаемые для каждого класса упражнения по развитию речи позволяют организовать работу над умениями и навыками речевой деятельности в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания (понимания) текста через пересказ (устный и письменный) – к созданию собственных высказываний в устной и письменной форме такого же стиля и типа речи.

Основные виды письменных работ в старших классах школы – изложение и сочинение. Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей.
По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:

повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием); описательное (или с элементами описания); изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения).

Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности.

Повествовательное, или сюжетное, изложение - наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях. Типичная погрешность повествований — неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы-профессионалы обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно иметь в виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия.
Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них.

Работа над изложением систематизируется, если обучающийся ответит для себя на следующие вопросы:

1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет не совсем  понятным?

2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?

3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?

4. Как автор относится к изображенным  персонажам?

5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?

Сюжетное изложение дисциплинирует мысль ученика, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения.

Описательное изложение – более сложный вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека) и его признаков. При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо представляем себе жизнь русского крестьянина в середине XIX века; знакомясь с описанием археологических находок, переносимся в ранний период истории древних славян; изучая тексты об архитектуре Кижей, Большого театра, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном таланте русских архитекторов. Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний — одна из важнейших задач пишущих изложение. Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:

  1. Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
  2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
  3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
  4. Какие средства языка использованы?

В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.

Работа над изложением-рассуждением предусматривает решение нескольких задач:

а) выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
б)  уточнение основной мысли высказывания;

в) построение рассуждений со сложной аргументацией;

г) отбор языковых средств;

д) воспроизведение текста от третьего лица;

е) построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.

Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает  к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель  данного высказывания. Кратко или подробно нужно излагать текст? Если обучающийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.

Учителю следует знать, что обучающийся вынужден писать кратко, если:

а) не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;

б) обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.

На ГИА требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) – трех стандартных страницах. Работа по обучению написанию изложений и  сочинений должна носить системный характер, быть связанной с жизнью и практикой. 

Виды творческих диктантов, используемых в процессе формирования навыков грамотного письма.

1. Творческие диктанты с заменами.

При выполнении данного вида диктантов происходит замена одной грамматической формы, категории, конструкции другой в процессе записи текста. Возможна, например, замена отдельных слов в диктанте однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена данных в тексте слов или словосочетаний лексическими или грамматическими синонимами.

Творческие диктанты с заменами используются при изучении всех разделов школьного курса. Эффективность такой работы заключается в том, что в процессе написания учащимися разрешается сразу несколько задач. Школьники учатся понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте (например, при замене лица, времени и наклонения глагола), происходит практическое ознакомление учащихся с лексическими и грамматическими синонимами.

2. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов).

Такие диктанты предполагают вставку в текст слов или словосочетаний, подходящих по смыслу и грамматически. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц. Во всех этих  случаях записанный учениками текст остается связным, а частотность изучаемых грамматических и орфографических явлений в нем увеличивается.

При использовании этого вида творческого диктанта преследуются в основном две задачи. Первая – научить учеников пользоваться определенными группами слов или конструкциями. Выбор происходит в процессе диктовки, следовательно, ученики действуют самостоятельно. При этом, подыскивая нужное слово, школьники руководствуются лишь смыслом фразы, контекста. Вторая – научить учащихся точно и ярко описывать предметы с помощью вводимых слов или словосочетаний.

Текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, должен быть связным. Он читается с пропуском слов, затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и самостоятельный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.

Данный вид творческого диктанта можно проводить по картине, что дает возможность преодолеть формальный подход при выборе нужного слова.
Можно предложить ученикам продолжить данную работу дома:

– подготовить устно или письменно более полное описание картины, обратив внимание на детали, опущенные в тексте диктанта;

– продолжить описание рассказом о том, что произойдет после момента, изображенного на картине;

– подготовить устное сочинение на близкую тему, при этом записав план и некоторые наиболее важные моменты содержания;

– написать сочинение на близкую тему.

Категория: Развитие речи | Добавил: panova
Просмотров: 44 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
МОН ДНР
ИППО Донецк
Инфоурок
Библиотека