12.08.2016



Итоги
работы Республиканской электронной конференции «Современные образовательные технологии в контексте реализации задач государственных стандартов общего образования в области общественно-гуманитарных дисциплин»

Организатором конференции выступила кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.
Целью конференции был анализ состояния и оценка перспектив совершенствования преподавания предметов общественно-гуманитарного направления в условиях перехода на новые образовательные стандарты, обмен идеями и перспективным опытом ученых и практиков, работающих в области общественно-гуманитарного образования, реализующих различные подходы и психолого-педагогические технологии на современном этапе модернизации отечественного образования; поиск совместных направлений исследований и укрепление сотрудничества учебных и научных организаций; демонстрация практических достижений участников конференции; анализ научных, педагогических и психологических аспектов развития образовательных технологий.
На конференции была организована работа пяти секций:
Секция 1. «Инновации в системе преподавания русского языка и литературы».
Секция 2. «Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы».

Секция 3. «Факторы успешного обучения иностранным языкам».

Секция 4. «Проектирование урока украинского языка и литературы в контексте новых образовательных стандартов».
Секция 5. Инновационные технологии в преподавании предметов художественно-эстетического цикла.
Всего в работе конференции приняло участие 145 педагогических работников Донецкой Народной Республики, одним из участников также стала Ольга Семеновна Клишина, доктор исторических наук, профессор кафедры международного образования ГАУО ВО МИОО (Российская Федерация).
В секции 1 «Инновации в системе преподавания русского языка и литературы» были предоставлены для ознакомления и обсуждения материалы 42 участников. Из них основное число составляют статьи учителей общеобразовательных учреждений Донецкой Народной Республики – 35 материалов, из них: 1 работа учителя украинского языка и литературы и 1 – учителя начальных классов. Отметим, что в работе секции приняли участие 4 сотрудника Донецкого РИДПО (Н.В. Бухлова, Л.В. Мельникова, Л.М. Ракитина, А.В. Криворучко). Среди участников 2 доктора наук (М.В. Балко, О.С. Клишина), 2 кандидата наук (А.В. Богданов, Л.М. Ракитина).
В работе секции приняли участие преподаватели из разных уголков Донецкой Народной Республики: г.Донецк (20), г.Макеевка (7), г.Шахтерск (3), г.Торез (2), г.Енакиево (2), г.Ясиноватая (2), г.Снежное (1), г.Горловка(1), г.Докучаевск (1), с.Раздольное Старобешевского района (1), с.Осыково Старобешевского района (1). Также в работе секции принял участие один представитель г.Москва (РФ).
Статьи участников конференции показали, что основной проблемой, которой посвящено наибольшее количество работ, стала организация урока в структуре системно-деятельностного обучения – 10 работ (Н.П.Авдеева, Г.В.Бурховецкая, О.А.Ермолина, Л.В.Кирильчук, Л.З.Марченко, Н.А.Мирошниченко, Л.В.Олейникова, Е.В.Панова, Н.И.Перетятько, О.В.Рыжикова). Еще 2 статьи (Л.И.Беляева, В.В.Лысяк и О.В.Рыжикова) посвящены проблемам метапредметных результатов, что непосредственно связано с организацией системно-деятельностного обучения.
Семь материалов (А.В.Богданов, С.Б.Винникова и Е.А.Кордюкова, Е.В.Крохичева, Е.Я.Левченко, Л.В.Мельникова, С.А.Ржесик, О.В.Семыкина) освещают праксеологические вопросы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе.
Аксиологические вопросы гражданского воспитания школьников поднимаются пятью участниками конференции (И.А.Иванская, Е.В.Колосова и Н.З.Мерецкая, О.В.Масельская, О.Ю.Плетнева, В.В.Титова) через призму реализации краеведческого компонента образовательных программ по русскому языку и литературе и использования потенциала внеурочной деятельности.
Особый интерес представляют материалы, посвященные проблемам восприятия художественного текста (Л.М.Ракитина), мотивации учащихся (Н.В.Бухлова, Е.А.Савченко), клипового мышления школьников (С.В.Дейнеко), выразительного чтения (Н.В.Полищук).
Отдельный блок статей посвящен инновационным подходам к организации образовательной деятельности учащихся. Это материалы общего характера об инновационных технологиях (О.В.Янко), а также статьи о концепто-ориентированном обучении (О.С.Клишина, Н.Н.Кайдаш), о технологии смешанного обучения (В.С.Агапова), о плюрилингвальном подходе (А.В.Криворучко), о методе проектов (Е.А.Семаш), об артпедагогике (Е.С.Хоминская), о лингвистической игре (М.В.Балко).
На секцию 2. «Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы» были представлены 24 статьи 24 авторов из 21 образовательной организации Донецкой Народной Республики. В работе секции приняли участие заместители руководителей общеобразовательных организаций, учителя истории, методисты и преподаватели из Донецка, Макеевки, Тореза, Докучаевска, Горловки, Снежного, Шахтерска.
Темы всех представленных исследований актуальны, имеют практическую значимость. Охвачен широкий круг проблем, связанных с реализацией задач государственных стандартов общего образования на уроках обществоведческих дисциплин. Особое внимание участников было уделено вопросам:
-                    патриотического, правового, гражданского воспитания;
-                    теоретической и практической подготовки педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов;
-                    использования современных образовательных технологий на уроках обществоведческого цикла;
-                    реализации межпредметных интеграционных связей и инновационных подходов на уроках обществоведческих дисциплин.
Результатами работы секции может считаться вывод о том, что в условиях внедрения государственных стандартов общего образования сочетание теоретических подходов, опыта и практики в исследовании актуальных проблем школьного образования является существенным вкладом в повышении результативности, качества и эффективности обществоведческого образования; способствует совершенствованию педагогического мастерства учителя-предметника и повышению его профессиональной культуры.
В секции 3 «Факторы успешного обучения иностранным языкам» приняли участие 24 учителя английского языка, в том числе 2 преподавателя кафедры английской филологии факультета иностранных языков Донецкого национального университета и 2 учителя немецкого языка из г. Шахтерска и г. Донецка.
Основными направлениями исследований, которые рассматривались в статьях участников конференции, стали:
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся: коммуникативное чтение;
- обучение иностранным языкам на раннем этапе обучения;
- использование метапредметного подхода в обучении иностранным языкам;
- использование современных образовательных технологий «кейс-стади»;
- пропедевтика прохождения государственной итоговой аттестации;
- медиация в обучении иностранным языкам.
Приятно отметить, что все публикации продолжают раскрывать темы, затронутые на плановых семинарах для руководителей методических объединений учителей иностранных языков, заседаний креатив–студии и академии современного урока иностранного языка. В статьях учителя приводят примеры практического использования современных технологий формирования и развития коммуникативных компетенций обучающихся общеобразовательных организаций.
В работе секции 4 «Проектирование урока украинского языка и литературы в контексте новых образовательных стандартов» приняли участие 38 педагогов-филологов из высших учебных заведений (5) и общеобразовательных организаций городов Донецкой Народной Республики (33), а именно: ДонРИДПО – 3; ДонНТУ – 2; Донецк – 12; Харцызск – 1; Торез – 3; Енакиево – 4; Макеевка – 6; Шахтёрск – 2; Докучаевск – 2; Снежное – 3.
Направления работы секции:
·                     Реализация принципов метапредметности на уроках украинского языка и литературы (6 статей). 
·                     Стимулирование творческих способностей обучающихся средствами литературного краеведения (5 статей). 
·                     Использование интерактивных технологий на уроках украинского языка и литературы как средство достижения новых образовательных результатов (12 статей). 
·                     Организация самообразовательной деятельности обучающихся при изучении украинского языка и литературы в условиях внедрения новых образовательных стандартов (4 статей). 
·                     Развитие критического мышления при изучении украинского языка и литературы (8 статей).
Всего размещено на сайте 35 статей. Если рассматривать в процентном соотношении выбор направления, то наиболее популярным является использование интерактивных технологий (34%). Большое количество участников мероприятия подали статьи, посвящённые проблеме развития критического мышления (23%). Меньшее количество учителей посвятили свои статьи таким проблемам, как:
·                     Реализация принципов метапредметности на уроках украинского языка и литературы (17%); 
·                     Стимулирование творческих способностей обучающихся средствами литературного краеведения (14%);
·                      Организация самообразовательной деятельности обучающихся при изучении украинского языка и литературы в условиях внедрения новых образовательных стандартов (11%). 
В целом работу секции можно признать удовлетворительной. Педагоги рассмотрели подходы к решению актуальных вопросов современного филологического образования, обратили внимание на проблемы и перспективы преподавания украинского языка и литературы в контексте новых образовательных стандартов, поделились опытом внедрения новых технологий обучения.
В работе секции 5 «Инновационные технологии в преподавании предметов художественно-эстетического цикла» приняли участие:
- учителя музыкального искусства – 5;
- учителя изобразительного искусства – 8;
- учителя мировой художественной культуры – 5.
Наиболее активное участие приняли учителя из Донецка (9); а также из Енакиево – 2; Макеевки – 1; Кировского – 1; Старобешевского р-на – 1; Шахтерска – 1; Докучаевска – 1; Горловки – 1.
В основном статьи преподавателей раскрывают понятие педагогического мастерства учителей дисциплин предметной области «Искусство», его развития в системе дополнительного педагогического образования. В статьях представлены пути решения проблем в связи с переходом на новые образовательные стандарты и образовательные программы, раскрыты секреты мастерства при проведении уроков с использованием нетрадиционных художественно-педагогических технологий и их реализации в условиях современной школы.
Благодарим авторов за участие и надеемся на продолжение сотрудничества.
Желаем всем участникам дальнейших успехов в научно-исследовательской работе и инновационной деятельности!

10.07.2016

.

Современные образовательные технологии в контексте реализации задач государственных стандартов общего образования в области общественно-гуманитарных дисциплин


Секция 1. Инновации в системе преподавания русского языка и литературы

Направления работы секции:
  • Современные образовательные технологии и методические приёмы подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку/литературе. 
  • Новая модель государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе выпускников 9-х, 11-х классов. 
  • Проектирование современного урока русского языка/литературы на основе системно-деятельностного подхода. 
  • Содержание, технологии и методы внеурочной и внеклассной деятельности по русскому языку и литературе в условиях новых ГОС. 
  • Краеведческий компонент литературного образования школьников. 
  • Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы. 
  • Дидактическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий обучающихся. 

Секция 2. Преподавание обществоведческих дисциплин: проблемы и перспективы

Направления работы секции:

  • Реализация Концепции патриотического воспитания детей и молодежи средствами общественных дисциплин. 
  • Управление проектной деятельностью обучающихся как элемент реализации системно-деятельностного подхода на уроках общественных дисциплин. 
  • Проблемы учебно-методического обеспечения предмета «История Отечества». 
  • Современные подходы к отслеживанию учебных достижений обучающихся в рамках итоговой аттестации по предмету «История». 
  • Ключевые темы современного исторического образования в Донецкой Народной Республики. 

Секция 3. Факторы успешного обучения иностранным языкам

Направления работы секции:
  • Методическое сопровождение обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов. 
  • Современные стандарты раннего обучения иностранным языкам. 
  • Педагогическое взаимодействие в процессе обучения иностранным языкам. 
  • Реализация развивающего потенциала предмета на раннем этапе обучения. 
  • Организационно-методическое сопровождение и пропедевтика государственной итоговой аттестации по предмету. 
  • Реализация коммуникативного подхода в обучении предмету: коммуникативное чтение. 
  • Медиация иноязычного обучения. 
  • Использование ресурсов КМ-школы для повышения качества иноязычного образования. 
  • Реализация метапредметного подхода к обучению иностранным языкам. 

Секция 4. Проектирование урока украинского языка и литературы в контексте новых образовательных стандартов

Направления работы секции:
  • Реализация принципов метапредметности на уроках украинского языка и литературы. 
  • Стимулирование творческих способностей обучающихся средствами литературного краеведения. 
  • Использование интерактивных технологий на уроках украинского языка и литературы как средство достижения новых образовательных результатов. 
  • Организация самообразовательной деятельности обучающихся при изучении украинского языка и литературы в условиях внедрения новых образовательных стандартов. 
  • Развитие критического мышления при изучении украинского языка и литературы. 

Секция 5. Инновационные технологии в преподавании предметов художественно-эстетического цикла

Направления работы секции:
  • Роль художественно-педагогических технологий в современном образовательном пространстве. 
  • Развитие педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в контексте реализации новых образовательных стандартов. 
  • Проблемы музыкального образования в условиях реализации новых образовательных стандартов. 
  • Использование суггестивно-терапевтических технологий на уроках музыкального искусства. 
  • Проблемы преподавания мировой художественной культуры по новым образовательным программам. 
  • Реализация задач государственных стандартов средствами новых программ образовательной области «Искусство».