Мировое значение творчества Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой и культура ХХ века

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (12 МБ)

Загрузить презентацию (237 кБ)

Загрузить презентацию (22 МБ)

Загрузить презентацию (25 МБ)


Эпиграфы урока:

  • “Л.Н.Толстой - это целый мир”. (М.Горький)
  • “Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России,...писатель великой чистоты и святости...” (А.Блок)
  • О вечной красоте напоминая миру,
    Твой мощный голос прозвучал...
    (А.Апухтин)

Цели урока.

Образовательные:

  • Показать величие литературного и публицистического наследия Толстого, тесно связанного с культурно-историческим процессом 20 века.
  • Раскрыть мировое значение творчества.

Развивающие:

  • Развитие устной речи, выразительного чтения наизусть, умения выделять главное, сравнивать;
  • Развитие мотивации студентов к творческой деятельности, стимулирование интереса к созданию презентаций;
  • Сформировать умения самостоятельно изучать литературные источники, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
  • Сформировать навыки совместной работы и общения в коллективе.

Воспитательные: 1

  • Приобщить студентов к богатому духовному наследию Толстого, всю жизнь стремящегося разгадать тайну “ зеленой палочки ” о том, как сделать всех людей счастливыми;
  • Развитие чувства любви к богатому литературному миру Л.Н.Толстого, эстетического вкуса к чтению текстов Л.Н.Толстого, которые “достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории”.

Методы: аналитическая беседа, работа с текстом, подготовка информационных проектов (докладов, рефератов, презентаций), словарная работа, системно-деятельностный подход в обучении.

Задачи урока: создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью; обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка; совершенствовать навыки работы с художественным текстом и текстами литературоведческих статей; закрепить знания, навыки самостоятельной работы с различными источниками; формулировать обобщающие выводы; развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.

Оборудование урока: интерактивная доска, учебники литературы, видеофрагменты фильма Сергея Бондарчука “Война и мир”, иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого, мультимедийные презентации: “ Л.Н. Толстой в фотографиях Софьи Андреевной Толстой”, “Л.Н. Толстой в изображении русских художников”, “Зарубежные писатели о Л.Н. Толстом”. Отдельно прилагаются презентации – отчет о поездке в Ясную Поляну: “Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н.Толстого”, “Вдохновение”.

Тип урока: семинар-беседа (выбрала данный тип, так как этот урок прошел в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, потребовал активного участия каждого студента; высокая степень конкретизации учебного материала; от студентов требовалось самостоятельно изучить дополнительную литературу; вопросы семинара заранее были предложены, по ним шла самостоятельная подготовка студентов; преподаватель разъяснил цели и план предстоящего урока, провел консультации для студентов; все важные выводы урока были записаны в тетрадь)

Ход урока

Вступительное слово преподавателя: (Смотри приложение №1)

Вывод. Литературный мир Толстого открывается нам с самого раннего возраста до выхода во взрослую жизнь: от сказки “Три медведя” до романа-эпопеи “Война и мир”.

Вывод (запись в тетради студентов). Жизненное кредо Л.Н. Толстого: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, всё его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.

Звучит отрывок из стихотворения Владимира Набокова “Толстой” (1928). Чтение наизусть студентом

...Но есть одно,
Что мы никак вообразить не можем,
Хоть рыщем мы с блокнотами, подобно
Корреспондентам на пожаре, вкруг
его души. До некой тайной дрожи,
до главного добраться нам нельзя.
Почти нечеловеческая тайна!
Я говорю о тех ночах, когда
Толстой творил; я говорю о чуде,
Об урагане образов, летящих
по черным небесам в час созиданья,
в час воплощенья...Ведь живые люди
родились в эти ночи... Так Господь
избраннику передает свое
старинное и благостное право
творить миры и в созданную плоть
вдыхать мгновенно дух неповторимый.
И вот они живут; все в них живое –
привычки, поговорки и повадка;
их родина – такая вот Россия,
какую носим мы в той глубине,
где смутный сон примет невыразимых,-
Россия запахов, оттенков, звуков,
огромных облаков над сенокосом,..
Это все мы любим.
... Я знаю, смерть лишь некая граница;
Мне зрима смерть лишь в образе одном:
Последняя дописана страница,
И свет погас над письменным столом.
Еще виденье, отблеском продлившись,
дрожит, и вдруг – немыслимый конец...
И он ушел, разборчивый творец,
На голоса прозрачные деливший
гул бытия, ему понятный гул...
Однажды он со станции случайной
В неведомую сторону свернул,
и дальше – ночь, безмолвие и тайна...

Чем же этот писатель, мыслитель близок и дорог миллионам людей в России и за рубежом? (ключевой вопрос урока)

В какую эпоху жил писатель, свидетелем каких исторических событий он был?

Годы смерти А.С. Пушкина (1837г.), М.Ю. Лермонтова (1841г.), Н.В. Гоголя (1852)

1853-56 - Крымская война;

1855 - смерть Николая I;

1861- “Крестьянская реформа”;

1866 - покушение на Александра II;

1876 - возникновение общества “Земля и воля”;

1877-78 - Русско-турецкая война;

1881 - убийство Александра II;

1887 - попытка покушения на Александра III;

1904 - 05- Русско-японская война;

9 января 1905 г.- Кровавое воскресенье.

Вывод: этому удивительному человеку судьба подарила долгую, трудную и прекрасную жизнь. Родившись через три года после восстания декабристов и более чем за тридцать лет до падения крепостного права, был свидетелем первой народной революции в России. Время не властно над его бессмертными творениями, в которых запечатлена неповторимая личность гениального художника и великого мыслителя. Толстой принадлежит к числу самых читаемых и почитаемых классиков не только на родине, но и во всем мире. В наше время произведения Толстого переведены на 98 языков народов нашей страны и зарубежных стран (далее предлагается просмотр презентации “Толстой Л.Н. в изображении русских художников”).

Толстой - кто он?

- Раскройте смысл перелома в мировоззрении Л.Н. Толстого (на основе статьи учебника под редакцией Г.А. Обернихиной, страницы 318-319).

В статье “Исповедь” (1882) Толстой запишет: “Я отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в котором мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь...”

Л.Н. Толстой – художник и идеолог. Сообщение студента (см. приложение №2)

Беседа со студентами по вопросам:

- в чем феномен Толстого как “события внутри европейской цивилизации” (по словам немецкого философа, историка О. Шпенглера)?

- в чем состоит назначение писателя по Толстому?

Вывод: Сам Толстой выразил это в следующих ясных словах: “ мыслитель и художник никогда не будет спокойно сидеть на олимпийских высотах, как мы привыкли воображать; мыслитель и художник должен страдать вместе с людьми для того, чтобы найти спасение или утешение”.

- основные постулаты идеологии Л.Н. Толстого?

Вывод (запись в тетрадь): Основные положения, являющиеся фундаментом художника и идеолога Л.Н.Толстого: “На уровне межнациональных отношений - это страстное отрицание войны и вражды между народами. На уровне межличностных отношений - это призыв к единению и братству людей. На уровне отдельной личности - это утверждение бесконечной способности человека к совершенствованию”. Как актуально звучат эти слова и сейчас. Толстой не мог привести человечество в царство свободы и равенства. Но он мог подрывать основы царства несправедливости.

Л.Н. Толстой – зеркало русской жизни и жизни вообще; современный пророк.

Сообщение студента по материалам статьи А.А.Горелова “Толстой – кто он?” (см. приложение №3)

Словарная работа: Пророк –

1. В религии: истолкователь воли Бога.

2. Тот, кто предсказывает что-либо

Протестант1 - тот, кто протестует против чего-либо

Протестант2 - последователь протестантизма (одного из основных направлений христианства, которое объединяет вероучения, отколовшиеся в связи с Реформацией XVI века от католицизма.)

Трактат Толстого “Так что же нам делать?” Здесь дал уничтожающую критику авторитарного режима дореволюционной России, представил широкую картину народных бедствий и нищеты.

- в чем состояло деятельное участие Толстого во время голода 1891-1892 гг.?

Толстой самым деятельным образом участвовал в оказании помощи голодающим. Усилиями его и его помощников было открыто около 200 бесплатных столовых. В статьях о голоде, обращенных ко всему миру, он рассказал о причинах сложившегося положения и прямо предъявил обвинение власти.

- Каково отношение Толстого к искусству? (Трактат “Что такое искусство”)

Вывод: Толстой считал, что “подлинное преодоления эксплуатации придет в результате подъема уровня нравственности всех слоев общества, возможное не насильственным путем, а посредством приобщения к настоящей культуре”.

Искусство – одно из средств общения людей между собой на уровне чувств. Искусство призвано формировать идеалы человека и его представление о смысле жизни.

Философия мира в творчестве Л.Н. Толстого.

Сон Пьера Безухова о глобусе – Толстовская идея мира (сообщение студента, см. приложение 4)

- как модель жизни представлена во время сна Пьера Безухова?

(текст “Сон Пьера Безухова о глобусе” том 4, ч.3 гл. 15).

“И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. “Постой”, - сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющий шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, стремясь к тому же, сжимали её, иногда уничтожали, и иногда сливались с нею.

- Вот жизнь, - сказал старичок учитель.

Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества”.

- какая геометрическая форма часто употребляется в тексте романа “Война и мир”? Что этим подчеркивает автор? (см. учебник с.303)

Вывод: Мир у Толстого как вращающийся шар. Человек захвачен водоворотом, вихрем мира. Он сам – капля в этом водовороте. Мир втягивает человека в свою орбиту, заставляет его кружиться, не давая ответа о смысле и цели этого кружения, смешивая вместе смерть и жизнь, отличая их общим знаком круга.

Все положительные герои Толстого представлены в гармонии с природой (сообщение студента см. приложение 4)

Каким примером из текста романа можно подтвердить мысль о том, что положительные герои Л.Н. Толстого всегда описываются в гармонии с природой?

(Эпизод “Возрождение к жизни князя Андрея Болконского при виде распустившегося старого дуба”. (Том 2 ч.3 гл.3); просмотр видеофрагмента серия “Андрей Болконский”.)

(сцена охоты в “Войне и мире” том 2 ч. 4, гл.6) анализ отрывка предварить просмотром видеофрагмента фильма С. Бондарчука (серия “Наташа Ростова”):

“В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время”.

Вывод: Толстой был свидетелем и участником многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого.

- Каков круг знакомств Л.Н. Толстого с деятелями культуры и науки? (сообщение студента см. приложение 5)

Слово преподавателя: Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле, нравственную силу которого он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. За пять лет до смерти, в октябре 1905 года, он записал: “ Во мне все пороки, и в высшей степени, чем у большинства людей. Одно мое спасение, что я знаю это и борюсь.” На 83 году жизни Толстой ушел из Ясной Поляны. Этим он осуществил свою давнюю мечту - гармонизировать внутреннюю духовную жизнь и быт.

- в чем величие творчества Толстого в мировой литературе?

Русские писатели ХХ в. продолжили в своих произведениях эпическую традицию Л. Толстого. Составление конспекта статьи учебника с. 325 – 326.

Далее предлагается просмотр презентации “Зарубежные писатели о Л.Н.Толстом”

Слово преподавателя: “Конечно же, духовный образ, литературный портрет - первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают фотографии Л. Толстого.

Далее предлагается просмотр презентации “Л.Н.Толстой в фотографиях С.А.Толстой”

Сообщение студента “Гости Ясной Поляны” (см. приложение 5)

Заключение: чтение стихотворения А. Бодренко “ К Толстому, в Ясную Поляну! “

Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно мыслью о том, что граф Л.Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об этом:

- К Толстому, в Ясную Поляну! -
Велеть бы кучеру: “Вези”.
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Вот он сидит, нахмурив брови,
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,
Идет со всеми к роднику.
И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
... Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану.
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.
(А.Бодренко)

Итог урока: уважаемые студенты, надеюсь, что сегодняшний учебный материал не оставил вас равнодушными: вы прослушали подготовленные доклады ваших товарищей, активно участвовали в беседе, просмотрели презентации с уникальными фотографиями, портретами, выполненными известными художниками, эпизоды из фильма “Война и мир”. Вы поняли, что работа Толстого как писателя, мыслителя, общественного деятеля была огромной и значимой не только для того времени, но и остается абсолютно актуальной и сейчас. Запомните, пожалуйста, основные постулаты идеологии Л.Н.Толстого, которые вы записали в тетрадь, и следуйте им в течение вашей жизни. Читайте произведения великого писателя, открывайте далее для себя глубокий мир русской литературы. А завтра мы с вами отправимся на “малую родину” Толстого в усадьбу Ясную Поляну – жемчужину русской культуры, а свои впечатления и все увиденное вы воплотите в творческом проекте.

Рефлексия деятельности студентов: организуется самооценка студентами деятельности на уроке, фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Домашнее задание: подготовить реферат “Обзор творчества позднего периода: “Анна Каренина”, “Крейцерова соната”, “Хаджи-Мурат”, создать презентацию “Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н.Толстого” (по желанию).

Самоанализ урока. На уроке были определены цели и задачи, продумано оборудование урока. Результаты труда всех студентов были оценены положительными оценками. Данный семинар – результат совместной проектной деятельностью преподавателя и студентов, потребовал долгой подготовки, но это стоило того. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне, с предельной ответственностью студентов (на уроке присутствовали преподаватели других дисциплин, администрация учебного заведения). Все задания, предложенные для студентов, способствовали нравственному, интеллектуальному, эмоциональному развитию студентов.

Приложение 1. Вступительное слово преподавателя. Одно из первых произведений, с которым знакомится юный читатель, - это сказка “Три медведя”. Рассказывая о заблудившейся в лесу девочке, попавшей в избу к медведям, Л.Н.Толстой знакомит малышей с понятием величины: маленький, средний, большой размер. Затем - рассказ “Филиппок”; как будут совпадать желания пяти-шестилетних читателей с мечтами героя рассказа о том, как бы быстрее попасть в школу. Далее – повесть “Детство” из автобиографической трилогии, где внимание читателей уже будет устремлено на душевные переживания главного героя. В мельчайших деталях Николенькиной жизни читатели разных эпох замечают близкие и понятные себе детали. Детство героя находит самое непосредственное отражение в душе большинства читателей. Испытав тяготы севастопольской осады, Л.Н.Толстой доносит до нас мысль о том, что истинный патриотизм следует искать не в высших кругах, а в кругу простых людей, на плечи которых легли основные тяготы войны. В рассказе “После бала”, повествующем о жестоком наказании солдата, выражена мысль автора о непротивлении злу насилием, прозвучала критика силовых методов наведения порядка, жестокости в армии. И завершается школьный курс изучения творчества Л.Н.Толстого романом “Война и мир”, о котором хочется сказать словами литературного критика Страхова: “...все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!” Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, всё его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.

Приложение №2. Сообщение студента. (по материалам статьи Камышева В.С. ““Л.Н.Толстой – художник и идеолог”). “По мнению известного немецкого писателя Томаса Манна, “...задача писателя быть судьей и стимулятором жизни. Изначально Толстой ставит перед собой задачу быть полезным для людей вообще, но в особенной степени – для людей России”... В начале творческого пути писатель переживает кризис, разлад со своей социальной средой, завершившийся разрывом, о котором идет речь в “Исповеди” (1879 – 1882): “Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни”. Простолюдин близок Толстому своей цельностью, “слиянием с природой”: простой народ “ много выше нас стоит своей исполненной трудов и лишений жизнью”; поэтому “как-то нехорошо нашему брату искать и описывать в нем дурное”. Именно поэтому, убежден Толстой, предметом искусства должен стать “настоящий мужицкий народ”. Излагая “догматы” своей веры, Толстой ясно выразил: “мыслитель и художник никогда не будет спокойно сидеть на олимпийских высотах, как мы привыкли воображать; мыслитель и художник должен страдать вместе с людьми для того, чтобы найти спасение или утешение”. Писатель убежден: именно художественное произведение воспитывает человека в духе добродетели, высокой нравственности, вовлекая его в активную социальную деятельность. Демократический гуманизм Толстого – фактор, определяющий единство его мировоззрения и творчества. Вот положения, являющиеся фундаментом для Толстого-художника и идеолога: “На уровне межнациональных отношений – это страстное отрицание войны и вражды между народами. На уровне межличностных отношений – это призыв к единению и братству людей. На уровне отдельной личности – это утверждение бесконечной способности человека к совершенствованию”. Толстой не мог привести человечество в царство свободы и равенства, но он мог подрывать основы царства несправедливости. И делал это с великой мощью в публицистических работах”.

Приложение №3. Сообщение студента (по материалам статьи А.А.Горелова “Толстой – кто он?”) “По характеру деятельности и значению в истории человечества Л.Толстого можно сравнить с библейскими пророками, а если взять время ближе к нашему, то с великими протестантами. Толстой был “зеркалом” русской жизни в целом и жизни вообще. Он был не только гениальным писателем, но и философом, он внес немалый вклад в гуманитарное знание. В трактате “Так что же нам делать?” Толстой дал уничтожающую критику авторитарного режима дореволюционной России. В основу этой работы легли наблюдения самого писателя над жизнью трудового люда, главным образом во время переписи населения, представил широкую картину народных бедствий и нищеты. Он считал, что подлинное преодоление эксплуатации придет в результате подъема уровня нравственности всех слоев общества, возможное не насильственным путем, а посредством приобщения к настоящей культуре.

В трактате “Что такое искусство?” Толстой выразил свое отношение к искусству, науке, и культуре в целом. “Искусство – одно из средств общения людей между собой на уровне чувств. Искусство призвано формировать идеалы человека и его представления о смысле жизни””.

Приложение №4. Сообщение студента. (по материалам статьи К.Сильвия “Философия мира и проблема гармонии персонажа со Вселенной в творчестве Л.Н.Толстого”) “Идея мира по Толстому глубоко укоренена во сне о глобусе у Пьера Безухова в “Войне и мире”. Показательно, что Пьеру приснился этот сон после встречи с Платоном Каратаевым, являющимся олицетворением мира. “И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель...он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли все эти двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разделиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.

- Вот жизнь, - сказал старичок учитель.

Как это просто и ясно, - подумал Пьер, - как я мог не знать этого прежде.” Пьер наконец находит ответ на вопрос о сущности жизни: Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь. Любить Бога”. “Каждая капля на шаре символизирует личность, в середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в небольших размерах отражать его”. (Есаулов И.А. Идея соборности в романе Толстого “Война и мир” // Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995.)

Тема круга, кругового движения – ведущая у Толстого. Знаменитый сон Пьера о глобусе очень наглядно это доказывает. В одной из статей, размышляя о воспитании детей, Толстой напрямую сравнивает развитие человека с шаром.

В Платоне Каратаеве, научившем Пьера новому пониманию жизни. Было что-то “круглое”, он был в душе Пьера олицетворением всего “русского, доброго, круглого”.

Так как в этом сне сопрягаются земное и небесное. Личность и мир, человек и Бог, можно даже сказать, что нет определенной границы между людьми, в таком случае между людьми не может возникать распря, которая приведет к ранению самого себя. Идея подобного сопряжения изображена в супружеской жизни Наташи Ростовой с Пьером.

После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что истинно было хорошо; все не совсем хорошее было откинуто”. У Наташи Ростовой, которая на первый взгляд жила эгоистически в полное удовольствие, была способность привлечь окружающих людей к жизни. Так князь Андрей, впервые увидев Наташу, почувствовал потребность жить вместе с другими людьми, а не обособленной жизнью. А ведь после ранения, смерти жены у князя был потухший взгляд. Сравнение со старым уродливым дубом подчеркивало внутреннее состояние Андрея Болконского: “Нет ни весны, ни солнца, ни счастья,..наша жизнь кончена”.

В творчестве Толстого суть философии мира и ненасилия отражается в идее гармонии со вселенной. Насилие не только над людьми, но и над жизнью противопоставлено закону вселенной, и Толстой, безусловно, отрицательно относится к нему. В его произведениях положительные персонажи всегда описываются в гармонии с природой. В сцене охоты в “Войне и мире”, где Наташа убеждена, что нельзя не ехать на охоту, проявляется ее единение с природой. Яркие переживания Наташи в момент слияния с природой автор выражает ее визгом. “В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники... И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время”. Этот визг не был странен, так как он был проявлением чувства Наташи и одновременно проявлением состояния самой природы, так Наташа сливалась с природой и олицетворяла ее своим визгом, в этом было проявление подлинной человечности. Не случайно и сам Толстой старался вести крестьянский образ жизни, в чем отражается его желание приблизиться к природе. Жизненный и творческий пути Толстого всегда вели к гармонии со вселенной. Толстой очень любил и умел чувствовать природу. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен”.

Приложение № 5. Сообщение студента по книге Н.А.Милонова “Русские писатели и Тульский край: очерки по литературному краеведению”. – Тула: Приокское книж. издательство, 1971. Гости Ясной Поляны. В Ясной Поляне у Толстого бывали многие замечательные люди нашей страны: писатели А.М.Горький, А.П.Чехов, И.С.Тургенев, В.Г.Короленко, В.Катаев, С.Маршак, художники И.Е.Репин, И.Н.Крамской, поэты А.Твардовский, К.Симонов. Конечно же, современные поэты и писатели Р.Гамзатов, Е.Евтушенко, П.Алешковский, деятели культуры, актеры, великий музыкант Мст. Ростропович, первый президент России Б.Ельцын В личной библиотеке Толстого имеются книги, подаренные ему поэтом А.А.Фетом, писателем А.М.Горьким, французским писателем А.Франсом, английскими писателями и драматургами Дж.Голсуорси, Б.Шоу, французским романистом и публицистом Р.Ролланом. Раз в два года в музее-усадьбе “Ясная Поляна” происходит семейное событие. Из разных стран и континентов, от Европы до США, от Африки до Латинской Америки и, наконец, из разных городов России и СНГ в яснополянское гнездо слетаются прямые потомки Толстых и Берсов. Как правило, это уже праправнуки и прапраправнуки Льва Николаевича и Софьи Андреевны. В настоящее время по всему миру проживает около четырех сотен прямых потомков Толстых, и почти все они знают друг друга и даже встречаются на исторической родине раз в два года. Этим можно только гордиться. Уникальный случай, когда семья, возникшая 150 лет назад, до сих пор существует, бережно храня традиции древнейшего рода Толстых.

Информационные ресурсы.

1. Толстовский сборник – 2008. Л.Н.Толстой и русская революция: Материалы ХХХ Международных Толстовских чтений. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Тостого, 2008. – 249 с.

2. Учебник литературы под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Академия, 2009. – с.325. творчество Толстого в мировой литературе.

3. Толстой в жизни. Л.Н.Толстой в фотографиях С.А.Толстой и В.Г.Черткова. Составители и авторы: Поповкина Т.К. и Ершова О.Е. – Тула: Приокское книж. из-во, 1988.

4. Л.Н.Толстой в изображении русских художников. Зотов А.. – М.: Изогиз, 1953.

5. Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н.Толстого. Пузин Н.П.. – М.: Советская Россия, 1982.

6. Л.Н.Толстой в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие для учителей средней школы. – М.: Гос. уч. – пед. из-во Мин. Просвещения РСФСР. 1956.

7. http: // www. ru / 2012 / 08.22 siezd. html/

8. http: // old – yp. amr – museum. ru / history