Четверг, 28.03.2024, 14:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Инновации » Методы работы [ Добавить материал ]

Интеллект-карта как средство обучения и диагностики
13.11.2015, 18:42

Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать для чего он учится, уметь находить информацию, размышлять над ней. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный, то для решения обозначенных проблем нужны приемы и способы организации учебного процесса, которые позволяют не столько формировать, сколько управлять формированием ключевых компетенций на основании информации обратной связи. Одним из таких эффективных способов является технология интеллект-карт, основанная на визуализации ассоциативных связей. 

Как известно, наш мозг состоит из примерно 1*10^8 клеток, которые называются нейронами, их количество в течение жизни не увеличивается, но может уменьшаться под воздействием сильных стрессов, алкогольных интоксикаций, травм и других неблагоприятных факторов. Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей, ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека. Чем больше таких связей, тем более способен мозг к восприятию новой информации.

Природа мышления ассоциативна, при этом сами ассоциации выполняют роль «крючков», с помощью которых отдельные слова, образы, мысли, события, притягивают другие. К примеру, когда говорим «солнце», могут возникнуть ассоциации: тепло, лето, желтый, загар, луч и т.д. При этом у каждого человека будет свой набор ассоциаций. Мозг стремится увидеть проблему (объект) целостно, а не последовательно (линейно). Известны три закона работы мозга: мышление холистично (связано), ассоциативно и радиантно. Радиант – это точка небесной сферы, из которой выходят видимые пути тел, двигающиеся с одинаковыми скоростями (например, метеориты). В случае радиантного мышления – это поток мыслей подобно лучам, которые расходятся по цепочкам ассоциаций.

Во второй половине XX века английский ученый Тони Бьюзен изучал процессы мышления и запоминания информации, соединив опыт с достижениями психологии. Из 82-х книг, написанных и посвященных этой тематике, самой известной является – «Научи себя думать» - она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия. Тони Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания, которую назвал – mind maps. Существуют разные варианты перевода этого названия на русский язык. Основные варианты такие: умная карта, карта ума, карта мышления, карта сознания, интеллект-карта. Суть методики – визуализация, т.е. сопровождение мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. В ходе этой деятельности начинает более активно работать правое (творческое) полушарие мозга и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии.

Сегодня интеллект-карты применяются в разных областях деятельности: обучении, профессиональной деятельности, повседневной жизни, в процессе саморазвития (психологическое консультирование). 

В последнее время нашли широкое применение восемь типов карт, адаптированных к особенностям русского менталитета (автор Васильева Е.Е. «RUSSIAN MIND MAPS»). Это интернет-карты: памяти, текста, правила, учебника, конспекта, вопроса, мышления, мнемоники (искусство запоминания).

Интеллект-карта, построенная по определенным правилам, отображает информацию не только об описываемом объекте в том контексте и объеме как его понимает сам автор карты, но и о логичности и системности его мышления. Поэтому можно утверждать, что интеллект-карта – это способ организации учебной деятельности и инструмент для диагностики ее результатов. Именно эта особенность технологии позволяет расширить возможности участников образовательного процесса и рекомендовать ее использование в решении задачи формирования учебно-познавательной компетенции учеников в ходе обучения на разных его этапах (общеобразовательное, высшее, профессиональное).
Программное обеспечение iMindMap 4.0.0 [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2014621
Программное обеспечение MindJet MindManager 14.3.192 [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4670330

Категория: Методы работы | Добавил: panova
Просмотров: 1178 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск