Среда, 24.04.2024, 19:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Инновации » Методы работы [ Добавить материал ]

Личностно-ориентированный подход в обучении
23.02.2016, 19:23

                             Личностно-ориентированный подход в обучении

  В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализа­цию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует фор­мированию у детей представлений об обществе, о его куль­туре и укладе, развитию у них социально значимых ка­честв, становлению их адаптационных возможностей и ме­ханизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное. Вторая линия, названная ин­дивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизне­деятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке.В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование невозможно без обращения к личности.

Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно - ориентированного обучения. Это образно можно представить формулой:

«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

   «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.»  (Якиманская  И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Директор школы. – 2003. - №6)

Сущность личностно-ориентированного образования

          Личностно-ориентированный подход — это методо­логическая ориентация в педагогической деятельности, по­зволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддер­живать процессы самопознания, самостроительства и само­реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

         Во-первых, личнос­тно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.

         Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро­вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

          В-третьих, применение этого подхода предполагает  перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных  отношений между педагогами и их воспитанниками. Существуют и другие различия между личностно-ориентированным подходом и прежними методологическими ориентациями. 

Главный критерий – развитость индивидуальности ребенка, проявление  его  уникальных  черт.   

             Профессор Е.Н.Степанов выделяет  следующие компоненты, из которых складывается личностно - ориентированный подход в образовании.

   С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

       Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже де­лает невозможным осознанное и целенаправленное приме­нение рассматриваемой ориентации в педагогической дея­тельности.

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

     индивидуальность— неповторимое своеобразие чело­века или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индиви­дов и человеческих общностей;

    личность— постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

    самоактуализированная личность— человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрывающий свои возможности и способности;

     самовыражение— процесс и результат развития и про­явления индивидом присущих ему качеств и способностей;

    субъект— индивид или группа, обладающие осознан­ной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

   субъектность— качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении дея­тельности;

    Я-концепция— осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

    выбор— осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

   педагогическая поддержка— деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физи­ческим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая— исходные положения и основ­ные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педаго­гического кредо учителя или руководителя образовательно­го учреждения.

 Принципы личностно – ориентированного  подхода:

1.Принцип самоактуализации.  В каждом ребенке суще­ствует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способ­ностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально  приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности.Создание условий для фор­мирования индивидуальности личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особен­ности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьногокол­лектива должен быть (стать) самим собой, обрести(по­стичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектны­ми полномочиями и умело использует их в построении дея­тельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обу­чения детей.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие ин­дивидуальности и субъектности, самоактуализации способ­ностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы уча­щийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянно­го выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и кол­лективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уни­кальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществле­ние ребенком дальнейшей работы по самосовершенствова­нию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитатель­ного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.

           И, наконец, третий компонент личностно-ориентиро­ванного подхода — это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ори­ентации способы педагогической деятельности. Техноло­гический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют ме­тоды и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального раз­вития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творче­ства, выбора содержания и способов учения и поведения.

     Методы

Диалога

Игровые

Рефлексивные

Педагогической поддержки

Диагностические

Создания ситуации  выбора   и успеха

Практическое использование личностно-ориентированного подхода.

   В рамках интеграции личностно-ориентированного образования и информационных технологий считаю необходимым использование  на уроках  следующих форм:

·              индивидуальная работа;

·              групповая работа;

·              фронтальная ;

·              дифференцированная работа, творческие задания по выбору;

·              самостоятельная работа;

·              обучение сотрудничеству;

·              метод проектов;

·              разно уровневое обучение;

·              создание ситуации успеха.

          На  уроках  не просто работаю над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.  В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик; происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть творец этого знания, участник его порождения.

              Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации –  это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта-реализация идеи “обучение через открытие”. В рамках этого подхода учащийся должен сам открыть явление, закон способ решения задачи неизвестные ему ранее. При этом он может опираться на цикл познания.   Таким образом, проектная исследовательская культура - это часть информационной культуры; самовыражение личности через процесс и результат творчества на основе научных методов поиска, отбора, анализа  и переработки информации с целью получения общественно или культурно значимого результата (продукта).

На уроках литературы  веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Несовершенные способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным. Все детские версии я обсуждаю не в жесткой  оценочной  ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом  обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

При актуализации знаний на уроке я использую игру «Ты – мне, я – тебе». Суть этой игры в том, что дети задают друг другу вопросы по содержанию произведения, работая в парах или группах. Вопросы ученики могут брать из учебника или придумывать сами. Приветствуется и то и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся вопросов, или придумывая их, дети проявляют самостоятельность в рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Кроме того, избежать неверных суждений помогают диалоги по содержанию произведения на предшествующих уроках. Плюс этой игры еще в том, что дети чувствуют себя более раскрепощено, работая друг с другом, чем если такая же работа происходит с участием учителя.

 Очень любят дети игру «Радиотеатр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно: передать голосом чувства и настроение героев произведения.

 Составляя диафильмы по прочитанным произведениям, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности, но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста.

 Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

Категория: Методы работы | Добавил: panova
Просмотров: 5275 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск