Нестандартный урок – это импровизированное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, они формируют у школьников устойчивый интерес к учению, снимают напряжение и помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся.
Отличительные особенности нестандартных уроков:
- связь с творческой деятельностью,
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения проблемы.
- необычные условия работы,
- активное воспроизведение полученных ранее знаний.
Нестандартные уроки характеризуют:
- отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в его проведении;
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
- поддержка множественности мнений;
- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
В педагогической и методической литературе нет единой классификации нестандартных уроков. К нестандартным урокам относят:
- уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина, кроссворд и т.п.;
- уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, митинг, дискуссия, телепередача, панорама, телемост, устный журнал и т.д.;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, ученый совет;
- уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок, урок-сомнение, урок-фантазия и т.п.;
- интегрированный урок, бинарный урок;
- перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, концерт, инсценировка, спектакль, ярмарка, концерт, фестиваль, клуб знатоков и пр.;
- трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра и т.п.
В процессе подготовки первого урока педагогам следует выбирать тип, вид и методы проведения урока с учетом цели, возрастных особенностей учащихся, акцентируя внимание, в первую очередь, на максимальном вовлечении в его организацию и проведение самих учащихся. Так, можно предложить учащимся продемонстрировать в увлекательной форме их творческие и трудовые достижения в летний период, (любительские видеофильмы, фотоэкспозиции, литературные зарисовки, выполненные работы по благоустройству территории, историко-культурных, природных и социальных объектов и др.).
С этой целью можно рекомендовать уроки с использованием интерактивных технологий обучения:
- интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке: сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.;
- интерактивные технологии коллективно-группового обучения: обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.;
- интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов: «неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др.
Интерес у учащихся вызывают и приёмы проведения нестандартных уроков, предложенные американским профессором Венди Кропидом:
- прием джигсов (класс объединяется в группы по 5 человек. В каждой группе выбирается учащийся, который готовит материал заранее, а потом излагает его всем членам группы. После этого учащиеся выполняют определенные упражнения с целью контроля усвоения материала, и ведется дискуссия. В группе выбирается докладчик, который выступает перед учащимися класса);
- «три ступеньки интервью» (учащиеся объединяются в пары. На первой ступени один учащийся опрашивает другого, на второй ступени партнеры меняются местами, на третьей – выступают перед командой);
- «мозговая атака» (учащиеся спонтанно отвечают на заданный вопрос, а учитель фиксирует ответы на доске. Потом все идеи обосновываются, развиваются);
- «пронумерованные головы» (учитель задает вопрос каждой команде, которая состоит из 4 человек. Ответ обсуждается в группе. Во время опроса учитель называет номер, например, 3. И все учащиеся под номером «3» отвечают на вопрос);
- «партнеры» (класс делится на малые группы. Половине каждой группы дается задание, которое они вместе выполняют, потом объясняют материал другой половине. Так же поступает и другая часть группы. Через определенное время все собираются вместе и обсуждают информацию).
Нестандартный урок требует тщательной подготовки, при этом активное участие в ней принимает не только учитель, но и учащиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.)
Структура нестандартного урока обязательно включает:
1) постановку проблемы, нахождение путей ее решения, мотивацию деятельности;
2) сообщение нового материала в «нестандартных» формах организации мыслительной активности учащихся;
3) формирование умений и навыков школьников;
4) рефлексию.
Урок-дискуссия
Дискуссия позволяет организовать живое общение, вовлечь большинство учащихся в обсуждение проблемного вопроса, она предполагает напряжение мысли, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений, способствует формированию личности школьника
Методика проведения урока-дискуссии включает три этапа:
- подготовительный.
Учитель выбирает дискуссионный вопрос, который интересен учащимся и к обсуждению которого школьники готовы; создает инициативную группу учащихся для подготовки дискуссии.
Группа готовит объявление, где указывает тему, вопросы для обсуждения, время проведения. Инициативная группа готовит помещение (расставляет стулья так, чтобы участники видели друг друга), вывешивает правила ведения дискуссии.
- проведение дискуссии.
Учитель объявляет тему и цель дискуссии; настраивает участников на полемический лад; не препятствует желающим выступить, но и не принуждает к выступлению, чтобы во время дискуссии царил дух искренности; стимулирует активность участников при помощи разнообразных приемов (неожиданный вопрос, парадоксальное предположение, краткое возражение, переадресацию вопроса); не спешит навязывать готовое решение; не торопится исправлять заблуждающихся; не вмешивается в обсуждение без особой необходимости; не поддерживает открыто одну из сторон; выбирает подходящий момент для окончания дискуссии.
3) подведение итогов дискуссии.
Учитель задает вопросы обобщающего характера по проблеме дискуссии и предоставляет возможность участникам высказаться, а после вместе с учащимися обсуждает саму дискуссию.
Кроме того, живой интерес у учащихся вызывают следующие виды нетрадиционных уроков:
Урок – путешествие
В основе урока лежит дидактическая игра. Для ее проведения можно подготовить карту маршрута, задания и вопросы к пунктам (станциям). Можно использовать «персонажей», встречающих группу «путешественников» в каждом пункте. Путешествие может быть построено по разным принципам. Например, могут быть такие «станции» - пункты:
а) «теория», «практика», «исследование», «доказательство» и пр.;
б) «историческая», «политическая», «экономическая», «культурная»;
в) «прошлое», «настоящее», «будущее»;
г) «история», «литература», «музыка», «живопись», «наука».
Важно, чтобы в каждом пункте учащиеся могли получить небольшой блок теоретических знаний и возможность их практической реализации. Такой урок строится на интерактивной деятельности. Путешествие может совершаться всем классом, но лучше использовать прием «ротационных групп», при котором, задание каждой «станции» учащиеся будут выполнять в группах нового состава. В конце урока «путешественники» представляют свой ответ на ключевой вопрос: «С чего начинается Родина?».
Урок-сценарий
Такой урок строится по типу телевизионной передачи. Для этого создается сценарий будущего «телешоу», распределяются роли, в основе урока можно использовать прием «Аквариум». Например, сценарий шоу «Открытый микрофон». Для его реализации необходимы «эксперты» в разных областях (экономист, политик, культуролог, представитель науки, представитель образования, спорта и т.д.). Каждый эксперт может предоставить свое видение ответа на ключевой вопрос исходя их сферы, которую он представляет. А затем участники высказывают свое мнение. В конце, учитель (как ведущий шоу), представляет резюме. В качестве «экспертов» могут выступать подготовленные учащиеся или же привлекаются специалисты из разных сфер жизни государства (приглашаются родители, выдающиеся деятели Донецкой Народной Республики).
Урок – исследование
В рамках такого урока реализуется самостоятельное исследование учащимися. Для такого урока необходимо подготовить материал: отрывки литературных произведений, исторических документов, газетных статей и т.п. Учащиеся проводят исследовательскую работу, готовят презентацию выводов.
Урок-лекторий
Сложная форма, предполагающая интеграцию учащихся разных классов. Учащиеся основной или старшей школы могут подготовить такой урок для учащихся начальной школы. Группа учащихся приходит в класс и рассказывает о нашей Родине. Основных, славных этапах истории, государственных символах, достижениях и перспективах, о традициях школы, ее выдающихся выпускниках. Ученики младшей школы высказывают свои ответы на ключевой вопрос «С чего начинается Родина?». В первом классе в составе такой группы могут быть представители детской организации школы, актива школьного музея. Выступление группы в начальной школе не должно превышать 15 минут. В своих выступлениях старшеклассникам нужно задавать вопросы аудитории.
Урок – экскурсия
Такой урок рекомендуется проводить в музее (краеведческом, художественном, предприятия, школьном и пр.). Урок может быть построен на основе материалов отдельного зала музея, экспозиция музея в целом или отдельного произведения (произведений). Например, материалы Республиканского краеведческого музея относящиеся к истории возникновения и становления Донецкой Народной Республики (Декларация о государственном суверенитете Донецкой Народной Республики, первая редакция Конституции и т.п.); картины художников – земляков и художников (Н. Касаткина, М. Джарты и др.) из коллекции Донецкого художественного музея; экспозиции музеев высших учебных заведений, предприятий Донбасса. Данный урок может включать в себя и профориентационную работу.
Урок творчества
Виды уроков различают по ведущему методу обучения, который выполняет системообразующую функцию ко всему уроку. Это может быть: арт-урок, урок-игра, урок-самостоятельная работа, интегративный урок (урок «погружения»), урок-театральное представление, урок–игра реконструкция, урок-сочинение, урок-выставка. Можно комбинировать несколько типов, проведя «Арт-фестиваль», например, предложить учащимся объединиться в группы в зависимости от предпочтительного вида деятельности. Каждая группа отвечает на вопрос «С чего начинается Родина?», готовя свою презентацию. Одна – в виде рисунка, коллажа, плаката. Вторая – литературного произведения. Третья – сценки. Четвертая – подборки песен и т.п. Каждая группа презентует свою работу.
Урок – конференция
Подготовка к уроку-конференции является обязательной. Она включает в себя четыре этапа. На первом этапе учитель определяет тему урока-конференции, ставит задачи и ограничивает время. На втором этапе участники приступают к прочтению теоретического материала. На третьем этапе готовятся тексты (доклады, рефераты) и другое обеспечение – плакаты, стенды и т.д. На четвертом этапе учитель отвечает на интересующие вопросы в индивидуальном порядке. Началом урока-конференции является вступительные слова учителя, в частности, сообщение плана проведения, задач, ограничения по времени. Далее говорят учащиеся. В конце подводятся итоги.
Уроки, проведенные в нестандартной форме, формируют навыки учебной деятельности, удовлетворяют потребность учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сфер, делают занятия более запоминающимися, эмоциональными, способствую глубокому усвоению материала, благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей, развивают логическое мышление, любознательность, интерес к предмету, обеспечивают реализацию межпредметных связей в обучении.
|