Три постулата современного урока
1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности учащихся и учителя.
2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Организационные основания урока
1. Работают все и работает каждый.
2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.
Правила совместного общения на уроке
1. НЕ произносить резких, категоричных суждений.
2. НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.
3. НЕ пренебрегать мнением других
4. НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях
5. НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо
6. Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого
Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе, как авторитарных отношений, так и на основе отношений сотрудничества. Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то:
получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем;
учитель обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.
Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся входе проведения урока
Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:
целенаправленность его деятельности на уроке;
характер отношений с учащимися;
индивидуально-личностный подход к учащимся;
дифференцированный подход к обучению;
умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;
работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;
работа по развитию познавательного интереса;
работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;
развитие общих способностей учащихся;
объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;
эффективность усилий, развивающих личность;
эффективность воспитывающих влияний.
Результаты работы учащихся:
уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;
отношение учащихся к учебному труду;
отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу;
объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;
наличие у учащихся познавательного интереса;
воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;
знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.
|