Пути и приемы
Анализ литературного произведения в школе представляет собой эволюционирующее, динамическое явление, испытывающие воздействие многочисленных факторов, где влияние с точки зрения исторической перспективы имело кратковременный или постоянный характер.
Менялись ценностные ориентации эпох, внедрялись в школу при помощи тех или иных типов анализа: 1. идеал гармонического устойчивого миропорядка упоминался в сознании учащихся вместе с риторическим анализом ценностей античной классики (до 30 г. 19 века), 2. идеал положительного знания в купе с принципом элитарности реализовался на основе научного филологического анализа (1 половина 19 века), 3. идеал человека-гражданина, общественного деяния делает его центром преподавания литературы, тип анализа, позволяющий критиковать общественное зло (2 половина 19 века).
Пути анализа: - композиционный, - пообразный, - проблемный, - системный.
Приемы анализа: - анализ композиции, - анализ стиля, - анализ творческой истории, - инсценирование, - составление киносценария, - претворение произведения в других видах искусства, - прием устного словесного рисования, - выразительное чтение текста.
В качестве основных принципов школьного анализа выступают следующие:
-объективность анализа,
- изучение исторического контекста,
- принцип целостности или взаимосвязь и взаимообусловленности в их компонентов произведения,
- принцип содержательности формы,
- учет жанрово-родовой специфики произведения,
- обращение и сценичность истории,
- учет психолого-возрастных особенностей школьников и уровня их литературного развития,
- ориентированность на развитие разных сторон, личности читателя (воспитания, эмоциональности мира, нравственных представлений, усовершенствований, читательского вкуса, развитие творческого воображения и выработка эстетических взглядов на литературу и искусство в целом),
- педагогическая целесообразность,
- вариативность и избирательность,
- мера научности.
Основные вопросы к анализу литературного произведения:
- источники текста (прижизненные и академические издания, списки),
- сюжет (конкретное содержание элементов сюжета, отношение к действительности),
- художественное время и пространство,
- тематика, проблематика,
- образная система,
- функции слова в выражении авторского сознания и сознания персонажей (тропы, фигуры, лексико-грамматические особенности),
- композиция,
- жанровая специфика,
- творческий метод, литературное течение, направление, школа,
- идеал произведения,
- произведение в осмыслении критиков,
- сценическая история (для драматических произведений),
- система стихосложения, стилевая композиция (для лирики).
Пути. Существуют 3 пути анализа:
1) вслед за автором (по ходу действия);
2) пообразный ( в центре – образы);
3) проблемно – тематический (выделение проблем и тем произведения);
4) смешанный (комплексный). (сочетающий в себе 2-3 пути).ё
Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути.
Путь вслед за автором:
1. Произведение изучается приближенно к первичному читательскому восприятию. Цель такого пути – углубить эмоционально – образное воздействие на ученика.
2. Внимание учеников привлекается к опорным эпизодам, авторским ремаркам, отступлениям, и каждый эпизод рассматривается как этап в развитии авторского замысла и главной идеи произведения.
3. В центре опорных эпизодов и авторских комментариев стоят характеры литературных героев, которые раскрываются по ходу развития сюжета.
Рыбникова: «От поступка к характеру, от события к смыслу».
4. Такие компоненты художественной формы, как авторские отступления, картины природы, язык героев, речь повествователя, не обособляются от целостного восприятия произведения, а рассматривают попутно, в процессе чтения или анализа опорных эпизодов.
5. Философские, нравственные, эстетические проблемы произведения рассматривают в их свойственном возникновении в связи с конкретной ситуацией.
6. Изучение произведения заканчивается выводом о его объективной идее и его современном значении.
«+» этого пути:
- естественный порядок разбора, повторение процесса чтения на высшем уровне позволяет следовать за развитием мысли автора и увидеть произведение в единстве формы и содержания;
«-» этого пути: опасность растворения в тексте, превращение анализа в сплошное комментирование.
Пообразный путь наиболее привычен в школе и включает в себя:
1. Произведение охватывается целиком и его идея раскрывается путем вычленения судьбы центрального героя;
2. с связи с главным героем рассматриваются другие персонажи, группировка их по различным признакам (социальным, семейным и тд).
3. идейно- художественная функция у произведения раскрывается через систему образов.
4. выбор опорных героев, эпизодов. Определенное значение данного образа.
5. одно из звеньев этого пути – организация прочтения произведения дома, организация самостоятельной работы над образом.
Характеристика литературного героя:
1. Биографические сведения;
2. основные качества личности;
3. поступки;
4. взаимодействие с окружающими;
5. портрет;
6. речь;
7. авторская характеристика;
8. читательское отношение к герою.
Образ героя (характеристика входит + дополнительно):
1. работа писателем над образом;
2. прототипы героя;
3. разнообразные приемы раскрытия образа;
4. место персонажа в системе образов;
5. типичность персонажа (если это реалистическое произведение);
6. суждение критиков;
7. воссоздание персонажа в других видах искусства (фильмы, театральные постановки);
8. значение образа в истории литературы и в общественной жизни;
9. современное понимание образа.
Пообразный путь соответствует задачам литературы, искусства. Это традиционный анализ, дает оптимальные результаты. Но в последнее время появляются штампы, начали боятся этого пути, делить героев на положительные и отрицательные.
Проблемно – тематический путь.
Путь вслед за автором – путь для средних классов. Проблемно – тематический путь – высший путь анализа, для старших классов, путь глубокого проникновения в произведение.
1. Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте.
2. Рассмотрение тематики и проблематики произведения в их системе и взаимозависимости.
3. Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами.
4. Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов.
5. Анализ по проблемам и темам не означает отказа от анализа формы произведения.
«+» этого пути:
дает целостное представление о произведении, охватывает произведение с разных сторон.
«-» этого пути:
можно опустить частности, детали.
Приемы.
Приемы изучения делятся на:
- литературоведческие;
- школьные;
Литературоведческие приемы:
1) анализ композиции, сюжета, тематики, системы образов, портрета, пейзажа, интерьера;
2) прием сопоставления (жизненный материал и вымысел):
- прототипов и героев;
- героев одного произведения;
- героев разных произведений;
- произведений одного писателя;
- произведений разных писателей;
- типы сознания писателей;
- разные редакции одного произведения;
- произведения и постановку в театре или фильм.
3) комментарии (историко-литературные и историко-культурные и тд).
4) стилистический анализ.
5) анализ в аспекте пространственных характеристик (где происходит, почему такое место).
Школьные приемы (пользуются только учителя):
1) выразительное чтение;
2) прием устного словесного рисования (предложила Черковская). Устное словесное рисование – это не просто пересказывание, то, что можно додумать, представить.
3) чтение предварять живыми впечатлениями (предложен Рыбниковой). Часто при описании пейзажной лирики.
4) пересказы (особенно творческие и пересказы с изменением лица).
5) заочная экскурсия;
6) инсценирование;
7) составление киносценария;
8) скрытый анализ (рассматривание иллюстраций, рисование) .
|