Пятниця, 29.03.2024, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Инновации » Методы работы [ Добавить материал ]

Типология системно-деятельностных уроков 1
06.08.2020, 15:27

Типология системно-деятельностных уроков

1. Урок открытия нового знания.                                                                                                                                                                                                                                                                              2. Урок отработки умений и рефлексии.                                                                                                                                                                                                                                                                  3. Урок творчества (урок-исследование).                                                                                                                                                                                                                                                                  4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).                                                                                                                                                                                      5. Уроки развивающего контроля.                                                                                                                                                                                                                                                                                  На уроке «открытия» нового знания учащиеся изучают новые знания и знакомятся с новыми способами действий и их применением.                                                                                                      На уроках отработки умений и рефлексии ученики закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.                                    На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.                                                                                                                                               Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.

  1. Урок открытия нового знания                                                                                                                                                                                                                                                                            Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.                                                                                                                                         Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

    1. Выделить и сформулировать новое знание, которое будут проектировать учащиеся
    2. Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на данном уроке.
    3. Определить знания и умения, при построении нового знания.
    4. Смоделировать задание для пробного действия.
    5. Продумать возможные типы затруднений для данного задания и способ их фиксации учащимися.
    6. Сформулировать причину затруднения в пробном учебном действии.
    7. Сформулировать цель построения проекта и его результат.
    8. Проверить соответствие сформулированного нового знания, задания на пробное учебное действие, причины затруднений, цели построения проекта и его результата.
    9. Продумать шаги, которые приведут учащихся к построению нового знания (план построения проекта).
    10. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
    11. Подобрать задания для актуализации знаний и способы их повторения (согласно необходимым УУД и предметным результатам).
    12. Продумать формы организации работы на каждом этапе
    13. Продумать форму организации этапов мотивации и рефлексии.
    14. Сконструировать диалоги для организации коллективной работы на всех этапах урока.
    15. Сформулировать задания для групповой работы и способы организации обратной связи по результатам работы групп.
    16. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон для  самопроверки.
    17. Продумать диалог для вербального сопоставления решения самостоятельной работы с эталоном для самопроверки.
    18. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа.
    19. Подобрать задания для этапа включения нового знания и повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.
    20. Составить технологическую карту урока.
    21. Провести анализ технологической карты.

Структура урока открытия нового знания:                                                                                                                                                                                                                                                                  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (УД). Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: построить проект выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта. Цель: реализовать построенный проект.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.

8. Включение в систему знаний повторение. Цель: - выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.                                                           - повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия УД на уроке. Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

2. Урок отработки умений и рефлексии                             Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.                                                                                                                                                                                                                      Основной целью является выработка внутренней готовности к коррекционной деятельности. Для этого требуется: - создать условия для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»); - установить тематические рамки и создать основу коррекционных действий («могу»).

3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

5. Этап реализации построенного проекта. Основная цель — осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия.

  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основная цель — индивидуальная рефлексия и создание (по возможности) ситуации успеха.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке. Основной целью является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

3.Урок творчества (урок – исследования)        Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский этап.

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определите темы исследования.

2.3. Формулирование цели исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6. Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» учащимися нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап.

3.1. Интерпретация полученных данных.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу.

Категория: Методы работы | Добавил: panova
Просмотров: 180 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск