Воскресение, 26.09.2021, 17:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Инновации » Методы работы [ Добавить материал ]

Типология системно-деятельностных уроков 2
06.08.2020, 15:27

Типология системно-деятельностных уроков

1. Урок открытия нового знания.                                                                                                                                                                                                                                                                              2. Урок отработки умений и рефлексии.                                                                                                                                                                                                                                                                  3. Урок творчества (урок-исследование).                                                                                                                                                                                                                                                                  4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).                                                                                                                                                                                      5. Уроки развивающего контроля.                                                                                                                                                                                                                                                                             

4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.

Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Деятельностная цель уроков общеметодологической направленности: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель уроков: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей, состоит из этапов:

  • организационного,
  • постановки цели,
  • оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях,
  • подведения итогов и формулирования выводов,
  • определения и разъяснения домашнего задания.

Структура урока общеметодологической направленности

1. Этап мотивации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.                                                                                                                                                            3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.                                                                                                                                                                                                                                          4. Этап включения изученного в систему знаний.                                                                                                                                                                                                                                                        5. Этап рефлексии учебной деятельности.

На уроке построения системы знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Урок построения системы знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. Целесообразно использование аудиовизуальных средств обучения.

5. Урок рефлексии

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: 1) уточняют алгоритм исправления ошибок; 2) называют способы действий, вызвавшие затруднение; 3) фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; 4) оценивают собственную деятельность на уроке; 5) намечают цели последующей деятельности; 6) в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Структура урока:

- мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

- актуализации и пробного учебного действия;

- локализации индивидуальных затруднений;

- построения проекта коррекции выявленных затруднений;

- реализации построенного проекта;

- обобщения затруднений во внешней речи;

- самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

- включения в систему знаний и повторения;

- рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Алгоритм конструирования урока рефлексии.

    1. Составить список знаний – понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны.
    2. Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на данном уроке.
    3. Подобрать задания для этапа самостоятельной работы  на применение перечисленных знаний.
    4. Определить способы организации самопроверки самостоятельной работы.
    5. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.
    6. Подобрать задания для актуализации знаний. Продумать формы организации повторения и способ фиксации эталонов.
    7. Продумать организацию работы с алгоритмом исправления ошибок и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.
    8. Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную работу и пр.)
    9. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
    10. Продумать форму организации этапа мотивации и рефлексии.
    11. Сконструировать диалоги для организации коллективной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этапы локализации затруднений и построения проекта).
    12. В случае организации групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.
    13. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.
    14. Составить технологическую карту урока.
    15. Провести анализ технологической карты.

6.Урок развивающего контроля.

На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности. Можно ограничиться лишь одним уроком, включающим в себя первый этап в полном объеме: написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание. Второй этап – в неполном виде – рефлексивный анализ выполненной контрольной работы. Можно организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок); предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию

Категория: Методы работы | Добавил: panova
Просмотров: 71 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск