Типология системно-деятельностных уроков
1. Урок открытия нового знания. 2. Урок отработки умений и рефлексии. 3. Урок творчества (урок-исследование). 4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). 5. Уроки развивающего контроля.
4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.
Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Деятельностная цель уроков общеметодологической направленности: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель уроков: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей, состоит из этапов:
- организационного,
- постановки цели,
- оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях,
- подведения итогов и формулирования выводов,
- определения и разъяснения домашнего задания.
Структура урока общеметодологической направленности:
1. Этап мотивации. 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. 4. Этап включения изученного в систему знаний. 5. Этап рефлексии учебной деятельности.
На уроке построения системы знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Урок построения системы знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. Целесообразно использование аудиовизуальных средств обучения.
5. Урок рефлексии
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: 1) уточняют алгоритм исправления ошибок; 2) называют способы действий, вызвавшие затруднение; 3) фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; 4) оценивают собственную деятельность на уроке; 5) намечают цели последующей деятельности; 6) в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
Структура урока:
- мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
- актуализации и пробного учебного действия;
- локализации индивидуальных затруднений;
- построения проекта коррекции выявленных затруднений;
- реализации построенного проекта;
- обобщения затруднений во внешней речи;
- самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- включения в систему знаний и повторения;
- рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Алгоритм конструирования урока рефлексии.
-
- Составить список знаний – понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны.
- Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на данном уроке.
- Подобрать задания для этапа самостоятельной работы на применение перечисленных знаний.
- Определить способы организации самопроверки самостоятельной работы.
- Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.
- Подобрать задания для актуализации знаний. Продумать формы организации повторения и способ фиксации эталонов.
- Продумать организацию работы с алгоритмом исправления ошибок и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.
- Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную работу и пр.)
- Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
- Продумать форму организации этапа мотивации и рефлексии.
- Сконструировать диалоги для организации коллективной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этапы локализации затруднений и построения проекта).
- В случае организации групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.
- Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.
- Составить технологическую карту урока.
- Провести анализ технологической карты.
6.Урок развивающего контроля.
На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности. Можно ограничиться лишь одним уроком, включающим в себя первый этап в полном объеме: написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание. Второй этап – в неполном виде – рефлексивный анализ выполненной контрольной работы. Можно организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок); предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию
|