Ежедневный ритуал. Жужжащее чтение
Звонок на урок - растрепанные дети влетают с переменки в класс. Или учитель входит в класс - а дети стоят на ушах. Сколько минут нужно гипнотизировать их взглядом, прежде чем сказать "Здравствуйте. Садитесь"? Я пробовала разные способы собрать их внимание, пока у нас не сложился особый ритуал начала урока. Ведь дети обожают рукотворные традиции.
Как-то раз в нашей учительской компании коллега рассказал о "жужжащем чтении". Где-то прочел, подсмотрел или подслушал - и в клювике принес в родное гнездо. Это уже потом, гораздо позже, я узнала, что жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе В.А.Сухомлинского.
У нас оно выглядело так.
После звонка (который я же и даю колокольчиком) хватаюсь за секундомер и отчеканиваю: "Через тридцать секунд запускаю!"
Дети, сами не зная, почему, тут же бегут к специальной полочке в шкафу, отыскивают на ней книжку со своей личной(!) закладкой и рассаживаются по местам. Отдельные товарищи уже на переменке это сделали и сидят себе читают.
- Время пошло! Включайте звук! - И я торжественно щелкаю секундомером.
В этот момент класс на целых пять минут превращается в пчелиный рой. Впрочем, добродушный. Дети жужжат (бубнят, бормочут, шуршат) каждый свою книжку вслух, но в то же время себе под нос.
(Книжка обязательно тоненькая! Чтобы в 2-3 присеста ее реально было бы прочитать. Такие книжки частью натащили в класс ребята из числа своих детских, частью - их родители и частью - мы, учителя, из числа списанных в районной библиотеке).
Автор и название прочитанной книжки записываются ребятами на самодельных закладках. Закладки поэтому широкие, а еще очень красивые: есть и плетеные, и вышитые гладью, и расписанные красками. А еще закладки - именные, они перекочевывают из книжки в книжку. Ребенок, который боялся до сих пор подступиться к книжке (все равно не одолеть!), вдруг в скором времени обнаруживает на своей закладке целый списочек. Три (пять, десять) прочитанных собственноручно и самолично книг! Это воодушевляет. Даже тех, кто на короткую ногу с Александром Дюма.
Итак, пять минут жужжащего чтения перед каждым уроком словесности (русский язык и чтение). Уже через месяц я ощутила всю мощь этой работы - ребята зачитали! И те, кто это делал тихо, и кто заикался, и кто мекал-бекал, и кто просто стеснялся.
Пять минут... Учитель может собраться с мыслями, подготовить раздаточный материал, доску к работе, может проверить пару тетрадок или вовсе передохнуть. Но чаще всего я брожу по классу, прислушиваюсь:
это самые реальные представления о том, кто из моих учеников как читает. Дотрагиваясь до плеча, "отключаю звук" (мол, читай про себя) у тех, кто и без того лихо читает. Все меньше голосов бубнит в классе.
В конце концов, остается один Андрей. (В следующий раз это будет кто-то другой.) "Отключенные" невольно прислушиваются. А Андрей шпарит на всю катушку, ни на кого не обращая внимания. Весь - там. (Увидел бы он сейчас сам себя - то-то бы удивился.) Ведь книжку выбрал по своему вкусу - интересную! Примерно с минуту происходит это прослушивание не только Андрюши, но и его книжки. Своеобразная презентация. Я:
- Спасибо, Андрюша, за доставленное удовольствие! И в следующий момент нередко звучит фраза:
- Андрюх, когда дочитаешь, я на очереди!
Или:
- Меняемся?!
Щелчок секундомера - пять минут истекло. Книжки возвращаются на полку, а ребята привычно встают рядом со своим стулом.
|