Пятниця, 29.03.2024, 09:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Инновации » Жанры сочинений [ Добавить материал ]

Эссе
04.12.2015, 20:15

Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь. И во многих вузах эссе предлагается в качестве выпускного или вступительного экзамена, причем не только там, где предметная область — литература и русский язык, но и история, иностранные языки. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, с которыми вас познакомит эта памятка.

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе — это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе — личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.
Что же такое эссе как жанр литературного произведения?

Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.Небольшое произведение в жанре эссе называется "скитце" (нем.). Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма: главное в нем – впечатление автора, "остановленное мгновенье". «В эссе соединяются: бытийная достоверность, идущая от дневника, мыслительная обобщенность, идущая от философии, образная конкретность и пластичность, идущая от литературы»

Стиль эссе отличается:

образностью
афористичностью
парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

привлекает многочисленные примеры
проводит параллели
подбирает аналогии
использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

метафоры
аллегорические и притчевые образы
символы
сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

непредсказуемые выводы
неожиданные повороты
интересные сцепления

По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Специфика жанра эссе.

Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.
Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.
Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.
Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе — это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.

Эссе должно иметь не менее 150 слов ( 10 - 11 классы не считают служебные слова).

Эссе должно состоять из 5 - 6 абзацев:

1 - вступление

2 - проблема

3 - описание проблемы

4 - отношение автора

5 - ваше отношение к проблеме, опираясь на литературный и жизненный опыт

6 - заключение

 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся при написания эссе:

  • аргументированность рассуждений и их соответствие заявленной проблеме;
  • смысловая цельность, логичность изложения;
  • соблюдение орфографических норм;
  • соблюдение пунктуационных норм;
  • соблюдение языковых норм;
  • соблюдение речевых норм; соответствие содержания заявленной теме;
  • наличие проблемы;
  • наличие авторской позиции в решении поставленной проблемы;
  • соблюдение этических норм;
  • соблюдение фактологической точности.
  • НАПРИМЕР:

    "Любовью и единством спасемся"  (10 класс)

        "Любовью и единством спасемся," – эти слова принадлежат великому деятелю Русской Православной Церкви, основателю Троице-Сергиевой лавры Сергию Радонежскому. Он благословил благоверного князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем на поле Куликовом. Для меня они представляются как завет не только славянам-современникам, но и всем последующим поколениям. Эти слова дарят надежду и вселяют уверенность. 

         В подтверждении этому проиллюстрирую несколько примеров из истории. 

         Объединение почти всех славян и любовь к Родине в 1380 году позволили выиграть Куликовскую битву с Мамаем. 30 городов русских объединились для борьбы против него, наряду с княжескими воинами и дружинниками в составе русского войска были крестьяне, ремесленники, представители духовенства, купцы. 

         В битве с Наполеоном в 1812 году также участвовали представители разных слоёв населения, была открыта впервые в истории войн партизанская война. На защиту Отечества встал и стар и млад. 

         Особенно ярок и близок пример объединения всего народа против немецких захватчиков. Любовь к Отчеству, родным и близким помогла вынести тяжести Великой Отечественной войны, отстроить государство заново, развить мощную экономику, первыми выйти в Космос, проложить новые маршруты на Северном полюсе и многое другое. 

         Таким образом, эти примеры являются ярким подтверждением тому, что любовь к Отечеству, ближнему, единство всех народов есть надёжный оплот мирного существования. 

         Я считаю, что для того, чтобы мы могли все жить в мире, нужно уметь научиться себя отдавать другим. Нужно научиться хранить то, что свято для народа, что является фундаментом его единства и благополучия. Мы должны хранить наши нравственные заветы, которые пришли к нам от Самого Бога и которые вошли в историческую культуру нашего народа. 

         Мне кажется, что в наше время это понимают не все. Необходимо объединять людей одной общей идеей, которая бы возвысила человеческий дух и уберегла его от разрушительного влияния безнравственных дел.

  • «Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его»

  • Сделай кому-то добро, и он обязательно отплатит тем же. Мне кажется, что эту старую пословицу слышали все. Еще с самого детства все родители стараются приучить ребенка делать только хорошие вещи. Рассказывают, что Дед Мороз приходит только к послушным деткам, что хорошие оценки ставят только тем, кто старается и все в таком роде, ну и, естественно, за это они получают подарки. И хотя дети уже вырастают и перестают верить в сказки, но добрые поступки стараются совершать. Уступить место старшим, перевести бабушку через дорогу, помочь однокласснику сделать домашнее задание и тому подобное. Естественно, бабушка в ответ улыбнется и поблагодарит, человеку будет приятно сидеть на твоем месте, и придет время, когда тебе обязательно будут уступать, а твой одноклассник отблагодарит тебя дружбой и поможет в самую трудную минуту. Вот такой круговорот событий происходи в мире всегда.

  • Добро всегда возвращается к тем, кто его делает. Возможно, не всегда от того человека, которому вы сделали добро. Почему-то не все люди в нынешнем мире ценят хорошие поступки и готовы творить их в ответ. Некоторые просто пользуются слабостями других, в свою пользу ничего, не давая взамен. Но со временем все повернется совсем в другую сторону. Потому что добро всегда возвращается добром, а зло – злостью. Может не тогда, когда вы на это надеетесь, но через некоторое время обязательно. Просто нужно верить в это и вопреки всем невзгодам и препятствиям делать хорошие поступки.

    Запомните, добро никогда не придет, к тому, кто его не делает. Если просто сидеть и ждать добра, то его не будет. Нужно самому сделать, что-то хорошее, тогда и на душе становится легко, тепло и приятно, и на вашем жизненном пути обязательно случится что-то хорошее, то чего вы очень хотите, но уже даже не надеетесь. Добро случается спонтанно и тогда, когда его не ждешь. И чем больше добра вы делаете, тем лучше будет вам в жизни. Добро любит хороших людей.

Категория: Жанры сочинений | Добавил: panova
Просмотров: 1564 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск