Воскресение, 26.09.2021, 18:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Инновации » Жанры сочинений [ Добавить материал ]

Этапы подготовки к сочинению-рассуждению
06.08.2020, 15:09

Этапы подготовки к сочинению-рассуждению

Рассуждениеэто тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. Автор текста размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Проблема – это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. Чаще всего проблема связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения. Проблемы (в предлагаемых для анализа текстах): нравственные, философские, социальные, экологические, научные.

  • Определяем структуру сочинения-рассуждения, даём необходимые разъяснения

1. Тезис – кратко сформулированные основные мысли в одном предложении; утверждение, которое требуется доказать.

2. Аргументы – доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

3. Вывод –  заключение, итог проведённого рассуждения.

Комментарий − рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы: пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме; дать понять свою позицию по этому вопросу.

Позиция автора – это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях ее решения.

Обратить внимание на следующее:

1) проблема и позиция автора тесно связаны;

2) не следует путать авторскую позицию с проблемой:  позиция автора обозначается как тезис (законченное предложение); проблема формулируется как вопрос, или сочетанием слова «проблема» с именем существительным в родительном падеже.

Формулировка своего мнения:

  - выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развернуто и четко;

- важно не просто констатировать свое согласие или несогласие с автором исходного текста, но и подробно объяснить, в чем оно состоит.

Заключение должно подвести итог рассуждениям выпускника по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста и придать сочинению-рассуждению законченный вид.

  • Предлагаем учащимся план подготовки

1. Прочтите текст 2-3 раза.

2. Выделите основную мысль автора, обратите внимание, что  основная идея чаще всего находится в выделенном фрагменте.

3. Своими словами опишите замысел автора, избегая ошибок и потери смысла текста.

4. Подчеркните мысленно фразы в тексте, которые выделяют мнение автора.

5. В основной части приведите два аргумента из прочитанного текста.

6. Сформулируйте вывод – обобщение информации, описанной ранее.

Этапы работы над сочинением-рассуждением

1. Формулировка одной из проблем, поднимаемой автором исходного текста.

2. Комментарий сформулированной проблемы.

            - первый пример из прочитанного текста, который важен для понимания проблемы текста;

            - второй пример из прочитанного текста, который тоже важен для понимания проблемы.

3. Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме.

4. Выражение согласия/несогласия с позицией автора исходного текста.

5. Высказывание собственного мнения по этому поводу (тот тезис, на который приводятся два аргумента).

6. Первый аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на читательский опыт (желательно из русской или зарубежной литературной классики).

7. Второй аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на знания и жизненные впечатления или читательский опыт.

8. Краткий итоговый вывод (не является строго обязательным, но придает тексту законченный вид).

Рекомендации для написания сочинения-рассуждения

  • Писать работу нужно в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Лингвистика — наука, изучающая языки.

  • Основным содержанием такого сочинения будет лингвистический материал.
  • Необходимо рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
  • Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из наиболее сложных заданий, которое проверяет коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания, доказать его; должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста.
  • На высокий балл при написании этого сочинения могут претендовать только учащиеся, которые имеют хорошие знания по основным разделам языкознания – лексике и грамматике.

Порядок работы (15.1)

I. Цитируем высказывание и объясняем его смысл

Вариант 1. К.Г. Паустовский утверждал (сказал, рассуждал, отмечал, считал и т.д.): "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Несомненно, слова очень точно и образно выражают самые важные мысли и чувства человека. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, обратимся к тексту Б. Васильева.

Вариант 2. При помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны. К.Г. Паустовский, великий русский писатель, считал, что словом можно не только называть предметы, явления и действия, но и выражать идеи, мысли, чувства. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста Б. Васильева.

Вариант 3. В высказывании К.Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Докажем эту мысль на примерах из текста Б. Васильева.

                 II. Аргументируем ответ (приводим два примера из данного текста, подтверждающих слова писателя и наши рассуждения)

Аргумент 1. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1 (приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).

III. Пишем заключение

(в заключительной части сочинения делается вывод, как правило, говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами)

Пример:

Таким образом (итак, ... /в итоге можно прийти к такому выводу: ... /в заключение можно сказать, что .../ обобщая сказанное, ... /из этого следует, что …), приведённые примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

  • Учащиеся должны привести толкование анализируемого отрывка – это и будет тезис.
  • Для аргументации нужно использовать только материал данного текста.

Порядок работы (15.2)

  • Учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста. Обычно в этом фрагменте заключается основная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть (это и будет тезис).
  • Для выделения тезиса внимательно прочитать текст, разделить его на структурные части (микротемы); в каждой части выделить (подчеркнуть карандашом) предложение или часть предложения, выражающее главное суждение (часть тезиса). Может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной идеи.
  • Выделенное надо соединить смысловыми союзами и сформулировать тезис.
  • Необходимо показать свое понимание смысла указанного фрагмента.

I. Вступление

Пример: На мой взгляд (по-моему, я считаю, я думаю), для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

Можно использовать речевые клише:

В этом фрагменте автор говорит о том, что… Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

II. Основная часть

  • По объёму должна быть больше, чем вступление и выводы.
  • Учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста. Для этого следует повторно прочитать текст и выделить (карандашом) слова или предложения, в которых заключена важная информация, а также дать ответы на вопросы:

- О чем текст?

- Какую мысль автор хочет донести до читателя?

- С какой целью был написан текст?

  • Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль.

Аргумент 1. В предложении № 17 автор называет письма "бесценными".

Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом "листочками", имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых "листочков" для пожилой женщины.

Аргумент 2. В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе ("Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души"). С помощью данной метафоры автор показывает ту значимость, которую имели письма для старушки.

Можно использовать речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…  Эту мысль можно подтвердить примером из … предложения текста.
Предложение №… подтверждает мысль о том, что…  Обратимся к предложению …, чтобы доказать справедливость этого высказывания.

III. Заключение

  • Учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод.
  •  Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам. 

Пример: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод (мы пришли к выводу о том, что…/делая выводы из выбранных нами доказательств…/таким образом, можно …), что фронтовые письма сына были для Анны Федотовны настоящим сокровищем. Лишившись их, пожилая женщина потеряла своего сына навсегда: «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда».

Рекомендации для написания сочинения-рассуждения

Задачи:

  • сформулировать и прокомментировать значение данного слова;
  • написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное определение;
  • привести один аргумент из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта.

Порядок работы (15.3)

I. Вступление

  • Дать определение какого-либо нравственного понятия.
  • Для этого учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю?
  • Определение надо постараться дать одним-двумя предложением, а затем его прокомментировать.

Список примерных тем

1. Что такое внутренний мир человека?                                                                                                                                                                                                                                                                                                               2. Что такое выбор?

3. Что такое доброта/добро?

4. Что такое драгоценные книги?

5. Что такое дружба?

6. Что такое жизненные ценности?

7. Что такое любовь?

8. Что такое материнская любовь?

9. Что такое настоящее искусство?

10. Что такое неуверенность в себе?

11. Что такое нравственный выбор?

12. Что такое сила духа/сильный человек?

13. Что такое счастье?

Самостоятельная работа

1) Обратившись к толковому словарю, разъяснить понятия.

2) Объяснить эти понятия своими словами.

Толковый словарь:

Человечность – достойный человека, отзывчивый, гуманный. Человечное отношение. Поступить человечно (нареч.).

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Объяснение своими словами:

Доброта, бескорыстное служение людям, способность откликнуться на чужую боль.

Это такие отношения, когда ты привязан к человеку, доверяешь ему, у вас с ним есть какие-то общие интересы.

Пример вступления: Человечность – это доброта, бескорыстное служение людям, способность откликнуться на чужую боль. Именно эти качества по-настоящему ценны и являются истинными мерилами человечности.

II. Основная часть

  • Аргумент из текста учащиеся находят путем анализа текста.
  • За аргументами из жизненного опыта можно обратиться к художественной литературе и к историческим примерам.
  • Аргумент 1.

В тексте Бориса Васильева рассказывается о ребятах, которые ради своих интересов совершили бесчеловечный поступок: они украли драгоценные письма. Письма – последнее, к чему прикасалась рука погибшего на войне сына Анны Федотовны. Вот почему утрата этих писем стала для неё утратой собственной души. Несмотря на перенесённое горе, на боль и лишения, выпавшие на долю матери, она по-прежнему открытый, отзывчивый человек, горе не озлобило её. Поразительно, что злыми и бессердечными были дети. Страшно становится, когда читаешь строки: «А зачем нам ваши копии? — с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка». Что сделало этих детей такими? Какими они вырастут людьми?

Аргумент 2.

Обратимся к рассказу Виктора Астафьева «Гуси в полынье». Мальчики, герои рассказа, проявили человечность. Когда у них на глазах погиб гусёнок, они поняли, что птиц необходимо спасти, и стали придумывать способ, как это сделать. Им это удалось: самый младший из них пополз по льду полыньи, чтобы помочь гусям выбраться. Это был самоотверженный поступок, ведь лёд мог не выдержать и тогда бы мальчик погиб. Однако бросить беспомощных птиц ребята не могли.

III. Заключение

  • Опять возвращаемся к определению, чтобы обобщить вышесказанное.

Пример:

Родиться человеком мало – нужно Человеком стать! Никто не знает, как может сложиться жизнь, какие испытания выпадут на нашу долю, с какими трудностями придётся столкнуться. Но всегда, в любой ситуации нужно оставаться Человеком, сохраняя за собой это высокое звание и великую ответственность.

Категория: Жанры сочинений | Добавил: panova
Просмотров: 65 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск