Сочинение-эссе на основе прочитанного текста (9-11 классы)
Методический комментарий
Цель эссе на основе литературного произведения – осознание мыслей, идей, переживаний, которые писатель выражает в своем произведении, и того, как, с помощью каких художественных образов, приемов и средств он это воплощает. В эссе также содержатся собственные размышления, высказывание личностной позиции. Как и любое сочинение, эссе на основе литературного произведения включает обычно три части: вступление, основную часть, заключение.
Во вступлении, как правило, дается краткая информация об авторе, называются его основные произведения.
Основная часть посвящена осмыслению произведения, настроению, которым оно проникнуто, анализу темы, идеи, проблематики, особенностей композиции, характеристике образов, а также художественных средств и приёмов выразительности.
В основной части эссе (если текст представляет собой лирическое произведение) обратите внимание на такие вопросы:
ü переживание, которым наполнено стихотворение, его основная идея;
ü образные, лексические, интонационные, мелодические и синтаксические средства, которые использовал поэт для создания настроения и реализации идеи стихотворения;
ü развертывание лирического сюжета, особенности сюжетной композиции, благодаря которым создаются драматизм и эмоциональная напряженность этого стихотворения.
Ваши рассуждения должны быть доказательны и аргументированы текстом произведения, примеры могут быть включены в виде уместных ярких и лаконичных цитат.
Заключение обычно содержит эмоциональные впечатления и выражение собственного мнения по поводу прочитанного и т.д.
При оценке работы учитываются:
ü логико-композиционная организация (логичное построение текста, расположение и соотношение его составных частей: вступления, основной части и заключения);
ü речевое оформление работы (смысловая цельность, связность, последовательность изложения; точность, выразительность и индивидуальность речи);
ü грамотность (соблюдение грамматических, орфографических, пунктуационных норм)
|