Практикум для родителей
Тема: «Воспитание без насилия»
Я хочу любить тебя, но не держать тебя.
Я хочу ценить тебя без рассуждений.
Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя.
Я хочу просить, но не требовать,
Я хочу покинуть, но не упрекать.
Я хочу помочь, но не упрекая в неумении.
Если мы оба будем хотеть этого,
То мы сможем встретиться.
По В.Сатир
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Тема нашей заочной беседы «Проявление детьми жестокости и насилия». К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Понравилось бы вам, если бы начальник на работе, командир в армии, учитель в классе, полицейский на улице или просто кто-то более сильней ударил вас или обидел – даже в том случае, если мы ошиблись или рассердили его, не выполнили или же надерзили ему?
ПОБОИ НЕ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ. ПОЩЕЧИНАМИ И ПИНКАМИ НЕ НАУЧИШЬ, С ИХ ПОМОЩЬЮ НИЧЕГО НЕ ДОБЬЕШЬСЯ.
Телесные наказания и битье детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенным методом воспитания и вызывают только ответную жестокость.
Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не учат. Они только унижают, оскорбляют и раздражают его.
Воспитывать ребенка нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети не ангелы. Но это – маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Мы уверены, что вы хотите того же, что и мы, - добра детям!
Почему детей бьют?
Физические наказания – явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьезно» наказать ребенка и считают, что именно пощечины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный.
Но, несмотря на такую убежденность, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.
В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы, от искаженного библейского изречения «берегущий розгу ненавидит своего сына» (а ведь настоящий смысл высказывания раскрывается в его продолжении – «любящий учит его морали») вплоть до таких.
- «Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьезное» (но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
- «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали; припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).
- «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
Реакция на побои бывает у детей самой разной.
Маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче.
Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным. Ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и к окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.
Какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе ее лежат общие законы детской психики. В психологии различают два вида жестокости и агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия и жестокость проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д. Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность понимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики, Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой не потерять веру в добрые намерения родителей. У тех, кого в детстве били (даже если дело не доходило до издевательств), душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства обиды и боли и во взрослом состоянии. Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Мы можем
- Привить детям самостоятельность и чувство ответственности.
- Воспитать в детях послушание и самообладание.
- Установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.
Основная причина человеческих, в том числе и детских срывов в поведении, - несовершенство взаимоотношений. Нам бы отказаться от общения, основанного на власти и авторитарности, и построить с теми, кто рядом, отношения, основанные на доверии, уважении потребностей друг друга, взаимной ответственности…
Чем же отличается противостоящий авторитарному стиль общения? Психологи дают ему разные названия: демократический, конвенциальный, сотрудничающий и т.п. мне больше по душе термин «продуктивный». Вот его критерии:
- Позиция взрослого – рядом с ребенком;
- Активное участие самого ребенка в деятельности, организуемой взрослым;
- Участие ребенка в разработке ближних и дальних целей своей жизни;
- Ответственность за свое саморазвитие – и саморазрушение;
- Забота о сохранении доброжелательных, теплых взаимоотношений.
Рекомендации родителям
Для успешного взаимодействия родителей и школьников необходимо:
1.Беседовать со своим ребенком обо всем, в том числе об алкоголе, наркотиках, о ролевом поведении мужчины и женщины.
2.Научиться слушать и принимать мнения, даже если они не соответствуют вашему.
3.Знать круг друзей, с которыми общается ребенок, и если это возможно, родителей детей.
4.Установить четкие границы поведения и придерживаться их. Интересоваться, как и где ребенок проводит свое свободное время.
5.Помочь ребенку поверить в себя; ценить и уважать своего ребенка.
6.Поддерживать ребенка в собственных его начинаниях.
7.Развивать самостоятельность мышления и навыки сопротивления манипулированию сознанием.
8.Помочь сформировать ребенку жизненные ценности.
9.Стараться увидеть в ребенке хорошее, хвалить, воодушевлять его.
10.Предлагать ему здоровые и творческие увлечения.
11.Обмениваться опытом с другими родителями и своими друзьями о проблемах воспитания.
12.Быть самим примером для своего ребенка.
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
Дети учатся жить у жизни (советы)
1.Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2.Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
3.Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
4.Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
5.Если ребенок растет терпимости, он учится принимать других.
6.Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
7.Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
8.Если ребенок растет в честности, он учится верить в людей.
9.Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
10.Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
11.Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Памятка для родителей
- Будьте внимательны к свому ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
- Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
- Умейте принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.
- Предъявляйте к ребенку разумные требования.
- Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ними.
- Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
- Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д.
- Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.
|