КЛАСС _7 ПРЕДМЕТ: мировая литература ТЕМА _ Н.Гоголь «Тарас Бульба» (для учебных заведений с украинским_языком обучения)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Зарубіжна література»_5-12 класи. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів Ю.І. Ковбасенко, Г.М Гребницький, Г.В. Бітківська Київ. Ірпінь. 2005р.
РАЗРАБОТАЛА учитель русского языка и мировой литературы Сорока Раиса Степановна школа №21 города Шахтерска
ПРОГРАММА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ПО МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Класс: 7 Тема: Н.Гоголь «Тарас Бульба» Цель: учить самостоятельно добывать знания, отдавать предпочтение интересующим вопросам, оценивать значение того или иного материала, использовать его в конкретных условиях и новых ситуациях. Задачи: привлечь, удержать и направить внимание ученика к более глубокому изучению учебного предмета; развить интерес к самостоятельному приобретению знаний, уметь оценивать значение того или иного материала; формировать систему ценностей, последовательное жизненное кредо, готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов.
Дорогой любознательный друг! Работая над предложенной программой, ты узнаешь много нового и интересного о казачестве, жизни, быте, нравах и обычаях героических защитников нашей Родины. Программа поможет тебе сформировать систему ценностей, использовать знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы, целенаправленно изучать различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение; проявлять убежденность, отстаивая тот или иной идеал; принимать на себя ответственность за свое поведение,понимать свои возможности и ограничения, строить жизненные планы в соответствии с осознаваемыми способностями, интересами, убеждениями. Этот проект программы самореализации поможет расширить и углубить твои знания по теме, а также проверить и применить их на практике. Будь терпелив и настойчив в поиске ответов на трудные вопросы. Удачи тебе на пути открытия! Проект программы предусматривает Знать: - краткие сведения о жизненном и творческом пути Н.В. Гоголя, его связях с Украиной; -содержание произведения; его жанр, тему, идею, героев; -эпоху, отображенную в повести; - историю Запорожской Сечи. Уметь: - выбирать наиболее интересные для себя задания; -работать с учебной, справочной и специальной литературой; -сравнивать, обобщать, сопоставлять и анализировать; -находить связи между видами искусства; - анализировать вопросы и задания. Нормировать: свою учебную деятельность; Ценить: - историю своей страны, ее героическое прошлое; -настойчивость в достижении цели; -рабочее время; -предоставленную возможность учиться и добывать знания самостоятельно. Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки. С. Цвейг Эти книги помогут тебе найти ответы на заинтересовавшие тебя вопросы, углубить знания не только по литературе, но и по истории Украины, народоведенью, русскому языку; расширят твой кругозор, научат сравнивать, анализировать, сопоставлять, искать цель жизни. (Список книг) Ознакомившись с заданими, спланируй свою учебную деятельность рационально.Трудись с вдохновением! Выполнив задание, определи свое отношение к нему-поставь напротив каждого задания соответствующий знак: !- интересное задание; +-трудное задание; *-неитересное задание; ?- не могу оределиться. Оцени свою работу по двенадцатибальной системе.В ходе обсуждения выполненных заданий ты можешь сравнить свою оценку с оценкой учителя
Целевая установка Задания Углубляем знания по теме 1.Подготовить краткие сведения о жизненном и творческом пути Н.В. Гоголя, о его связи с Украиной 2.Есть ли у Гоголя еще произведения, связанные с Украиной, ее бытом, обычаями? 3.Какие из них ты читал? 2.Какая эпоха отображена в повести? Что ты о ней знаешь? 2.Подготовь сообщение об истории Запорожской Сечи. 3.Назови авторов, которые писали о казаках, и их произведения. 4.Составьте мини- словарь казацких терминов. 5.Дополните список книг по данной теме. 6. Составь кроссворд или ребус.
Учимся сравнивать, сопоставлять 1.Мини – исследование. Одним из казаков, изображенных на картине И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», был кошевой атаман И. Сирко. Ученые – историки на основании данных, помещенных в исторических документах, реконструировали его внешность.
Славный кошевой атаман был невысокого роста (174 – 175 см). Черты лица – правильные, нос – ровный. На нижней губе с правой стороны было красное пятно. Современники считали то Божьим знамением, что отличало И.Сирко от простых казаков. Задание: - Сравни словесный и живописный портрет кошевого. Отвечает ли изображение на картине образу, созданному в исторических документах? 2.Выпиши устаревшие слова и объясни их значение. 3.Сопоставьте образ Тараса Бульбы и героев русских былин.
Учимся обобщать 1.По каким признакам ты определил жанр произведения? 2.Чему учит повесть? 3.Какие уроки ты вынес для себя, прочитав повесть Н.В.Гоголя? 4.Напиши аннотацию к произведению. 5.Составь синквейн , стихотворение по метафоре со словами «мужество», «предательство», «любовь», «Родина».
Учимся анализировать 1.-Что в повести тебя особенно взволновало, вызвало чувства добрые? 2.Найди в повести «Ситуацию выбора»? -Кто из героев и как ведет себя в ней? На чьей стороне автор? А ты? 3.Найди в тексте отрывки, которые показывают путь Андрия к предательству.Подскажи пути решения проблемы. 4.Как ты понимаешь слова: «Герои могут стать легендой еще при жизни»
Находим связи между видами искусства 1.Работа с репродукцией картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
1.1Рассмотри картину И. Репина. Какие чувства выразил художник? 1.2.Кто из казаков, изображенных на картине, по твоему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу 1.3.Прочитай письма султана и казаков. Назови черты характера, присущие казакам 1.4.Как ты думаешь, удалось ли художнику передать их основные качества? 2.Прослушай отрывок из оперы Н. Лысенко «Тарас Бульба», которую написал выдающийся украинский композитор Н.Лысенко.
Писал он ее около 10 лет, закончил в 1890 году. Впервые опера была поставлена в 1924 году на сцене Харьковского оперного театра, позже, в 1927 году, в Киеве. Вопросы: 1.Какие чувства вызвала музыка? 2.С какой целью в оперу введена фигура Кобзаря? 3.Сравни финал оперы и повести? Почему у Н. Лысенко иной финал? 4.Попробуй представить себе казаков, Тараса и Остапа, в зареве пожарищ. Опиши в художественном стиле их настроение, чувства. 5.Какие краски ты бы использовал при написании этой картины. 3.Назови пословицы и поговорки о казаках. Развиваем умение доводить собственную точку зрения 1.Определи тему повести. 2.Назови проблемы, которые подымает автор. 3. Составь Кодекс рыцарской чести. 4.Опиши нравы и обычаи Запорожской Сечи. Какие из законов ты бы хотел увидеть в действии в наше время? Учимся работать с дополнительной литературой .1Определи по книгам, словарям значение слова «казак», его происхождение. 2. Подбери эпиграфы и иллюстрации по теме. 3.Найди крылатые выражения, афоризмы, пословицы, поговорки о Родине, ее защитниках, те, что наиболее верно иллюстрируют и доказывают основную мысль повести. 4.Поищи стихи разных авторов, которых повесть воодушевила написать о ее героях. Развиваем умение сравнивать, анализировать, делать выводы 1.-Какие эпизоды повести произвели на тебя сильнейшее впечатление? 2.Что стало причиной предательства Андрия? 3.Как Гоголь объясняет человеческую сторону его поступка? 4.Можно ли понять и оправдать героя?
5.Кто из писателей считал предательство самым страшным грехом? 6.Сопоставьте героев повести «Тарас Бульба» с героями А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 7.Составьте двухчастный дневник.
Развиваем творческое воображение 1.Какой ты представляешь творческую манеру Н.В.Гоголя? 2.Описать, какой тебе представляется Запорожская Сечь? 3.Дополни ассоциативный ряд «гордость- человек». 4.Напиши1-2 страницы дневника, где прослеживается история жизни матери Остапа и Андрия. 5.Предложи свой вариант окончания повести.
С каким настроением ты закончил работу? Выбери на рисунках свое настроение.
Оцени свою работу. Юный друг! Ты хорошо поработал, если достиг поставленных целей. Возможно, у тебя возникли вопросы, и ты не смог найти на них ответы. Задавай вопросы. Помни: « Ничего не спрашивает тот, кто ничего не знает!» « Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь.» Арабская мудрость.