Магический реализм как направление
Магический реализм – одно из направлений неоклассицизма, течение в немецкой живописи и графике 1920-х годов, охватившее живопись, литературу, архитектуру, фотографию, кино, музыку. В этом жанре магические элементы включены в реалистическую картину миру. В современном значении это понятие скорее имеет описательный характер. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким критиком Францем Рохом для описания картины, которая изображала изменённую реальность. По Бонтемпелли мир произведений магического реализма – это не мир сказки, но обыкновенный мир прозаической повседневности, который содержит себе вторую, загадочную и необъяснимую сторону действительности. С точки зрения содержания и художественной формы – это определенный способ видения мира, опирающийся на народно-мифологические представления. Это органический сплав действительного и вымышленного, прозаического и чудесного, книжного и фольклорного.
Элементы магического реализма .
- Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.
- Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.
- Многочисленные детали сенсорного восприятия.
- Часто используются символы и образы.
- Эмоции и сексуальность человека как социального существа часто описаны очень подробно.
- Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Время субъективно и относительно, настоящее может повторять или напоминать прошлое.
- Меняются местами причина и следствие.
- Содержатся элементы фольклора и/или легенд.
- События представляются с альтернативных точек зрения.
- Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.
- Открытый финал произведения позволяет читателю определить, что же было более правдивым и соответствующим строению миру – повседневное или фантастическое.
- Искажение пространственного жизнеподобия свидетельствует о сверхреальном, магическом содержании.
- Присутствует мотив сна.
- В героях личностное начало приглушено, зачастую они выступают как носители коллективного мифологического сознания, которое становится главным объектом изображения и тем самым произведение обретает черты психологической прозы.
- Изображаемая действительность подвергается различного рода фантастическим абберациям.
- Наличие двойной реальности: первичной и скрытой. Сосуществование и взаимопроникновение этих реальностей.
- Характерна тщательная проработка бытовых и пейзажных деталей.
- Ощущение некой абсурдности происходящего.
- Чудесно воспринимается обыденным, обыденное – чудесным.
- Возвращение к повседневным объектам в противоположность фантастическим.
- Наложение движения вперёд с ощущением расстояния, в противоположность экспрессионистской тенденции укорачивания объекта.
- Использование миниатюрных деталей даже в очень больших картинах, например, больших ландшафтах.
-
Магический реализм в романе «Сто лет одиночества».
Одно из самых ярких произведений магического реализма – роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» – стал, в некотором роде, олицетворением всего литературного направления. Этот роман не только занимает центральное место в творчестве Маркеса, но и становится кульминацией так называемого бума латиноамериканского романа. Как отмечено выше, в живописи и литературе выделяют двадцать два элемента, подтверждающие жанр магического реализма. По своему опыту могу сказать, что редко какой писатель будет использовать все черты в своих романах, обычно берут несколько и акцентируют внимание на них. Подобное есть и в произведениях Г.Г.Маркеса. Основные элементы, которые можно встретить в его произведениях, представлены ниже:
- Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.
- Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.
- Многочисленные детали сенсорного восприятия.
- Часто используются символы и образы.
- Эмоции и сексуальность человека как социального существа часто описаны очень подробно.
- Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Время субъективно и относительно, настоящее может повторять или напоминать прошлое.
- Открытый финал произведения позволяет читателю определить, что же было более правдивым и соответствующим строению миру – повседневное или фантастическое.
- Присутствует мотив сна.
- Чудесно воспринимается обыденным, обыденное – чудесным.
- Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.
- Важными чертами поэтики Маркеса становятся переплетение трагического и комического, серьезного и смешного.
- Образ героя строится Маркесом на фантастическом гротеске.
|