название
|
краткая характеристика
|
пример
|
Хорей
|
двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения
|
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М. Ю. Лермонтов)
|
Ямб
|
двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения
|
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога...
(А. С. Пушкин)
|
Дактиль
|
трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения
|
Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу.
(А. А. Блок)
|
Амфибрахий
|
трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения
|
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз - воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. А. Некрасов)
|
Анапест
|
трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения
|
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(А. А. Фет)
|
В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма - то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.
Самое-самое главное - это не просто определить размер, а сказать в своем сочинении о том, что этот размер вносит в стихотворение.
Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.
В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там «ударять».
Поможет выявить нам ямб
Повтор: «ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА – водА», -
Звучит так ямба ритм всегда.
Хорей напевен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж).
Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее :
«Воды - воды - воды лей», -
Получается хорей.
Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов).
Дактиль однообразный, мерный.
Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.
Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
«Золото – золото», - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете
Амфибрахий близок разговорной речи.
Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове «железо»,
Оно нам не менее злата полезно.
«Железо – железо», - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.
Анапест гибкий.
А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
«Серебро – серебро», - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.
|