Пятниця, 22.11.2024, 23:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Мировая литература » Разработки уроков [ Добавить материал ]

Сорока Р.С., ЗОШ № 21 Фрагменти уроків-проектів
28.09.2011, 16:02

Фрагменты уроков проектов

Урок-проект по сказкам А.С Пушкина
Что за прелесть эти сказки! 5кл.
Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий
Цели урока: образовательные:
обобщение и углубление
изученного по творчеству А.С.Пушкина;
проследить историю создания сказок, познакомить с вдохновительницей их написания - няней поэта, учить работать в группе.
развивающие: анализировать поступки героев; обогащать словарный запас, развивать монологическую речь, творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда, эстетический вкус.
2.Сообщение темы и цели. Сегодня на уроке мы обобщим и углубим изученное по творчеству А.С.Пушкина; проследим историю создания сказок, познакомимся с вдохновительницей их написания - няней поэта(слайд 13). Ребята, кроме этого вы еще будете учиться работать в группе. Каждая группа получила одинаковые задания, их выполнение мы проверим на уроке. Мне хочется верить, что, когда закончится урок, вы будете знать больше, чем сейчас и сможете ответить: (слайд 14). В чем бессмертие сказок А.С.Пушкина? (слайд 14)…..
…8.Работа в группах.
- Ребята, дома вы должны были подобрать стихи, исторические сведения о няне поэта? Кто справился с заданием? (читает уч. 1 группы).
… в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель.
Которую сама заворожила.
-А что такое «шушун»? ( это архаизм, обозначает женскую верхнюю одежда или кофту.)
- О чем расскажут ребята 2 группы?
-Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». В 1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года – Александр, будущий поэт. Арину Родионовну взяли к ним няней, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Пушкиных. 
9.Инсценирование.
Уч. Что расскажет нам 3группа о няне поэта?
- Об отношениях Пушкина с няней, самых искренних и душевно – теплых, много говорит стихотворение «Няне», мы все выучили его, но решили… Послушайте это стихотворение в исполнении Сергея Роста.(звучит запись)…
-Что скажет 4 группа?»
-Современный поэт Николай Доризо тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах.
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В  светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
Когда я в бронзе вижу Пушкина,
Стоящего в плаще крылатом,
Живое личико старушкино
Всегда мне видится с ним рядом,
Трудилась, господа не гневала,
Жила, как все. Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Учитель: с первым заданием все группы справились. Молодцы!
Ребята, мы вспомнили, кто дал материал и вдохновил поэта написать такие прекрасные сказки. Пришло время поговорить о сказках Пушкина.
Вам было задание: коротко рассказать об одной из сказок, назвать какие из законов жанра она иллюстрирует и какие ее особенности вы выделили?
- О какой сказке хочет рассказать 1группа?
Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Некоторые сказки сродни народным песням. Нас пленяют напевность и легкость их стиха. Такой является сказка «О царе Салтане?» \Вот послушайте.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
На наш взгляд, в этой сказке прослеживаются все законы жанра.
1. .Закон счастливого конца или восхождения от несчастья к счастью. (Царь Салтан нашел свою семью и стал еще счастливее и богаче.)
2.Закон сказочной справедливости. (Ткачиха с поварихой и со сватьей бабой Бабарихой были разоблачены.)
3.Закон превосходной степени и наибольшего контраста. (с одной стороны скромная младшая сестра, которая стала царицей, с другой - ее сестры- завистницы.)
4.Закон всесильного желания и слова. (желание сестер исполнилось).
«Сказка о царе Салтане» отличается от других сказок напевностью стиха, яркостью красок.
- В сценарий какой сказки можно ввести следующее: "Пышки,пышки, подходите, ребятишки, подтяните штанишки”, "У нашего Якова товара всякого: шпильки, булавки, чирьи, бородавки, нитки, катушки, селедочные кадушки… Есть старые башмаки, пожалуйте, молодые и старушки!”(сценка)
Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару
Навстречу ему Балда
Идет сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?...
-Да это «СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» (слайд 21,22,23. )
-Кто готов рассказать об этой сказке?
"Сказка о попе…” - самая ранняя из всех пушкинских сказок. Пушкин изумительно тонко передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом на дармовщину.
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось (слайд).
Главным двигателем сюжета в "Сказке о попе…”является …"русский авось” - на который надеется поп: авось плохо Балда служить будет, авось не соберет оброк с чертей.)
Эта сказка иллюстрирует следующие законы жанра: 1.Закон сказочной справедливости. (Жадный поп наказан).
2.Закон превосходной степени и наибольшего контраста. (находчивый и щедрый Балда и жадный поп
3.Закон всесильного желания и слова. (Поп захотел найти себе бесплатного работника, и он его нашел).
Сказка привлекает поэтическим языком, нравоучительным смыслом.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (обзорный урок)7кл.
Работа в группах.
1группе было задание определить по книгам, словарям слово «казак», его происхождение, значение.
1группа.
Упоминание о казаках встречается в "Тайной истории монголов” 1240 г., и называется этим словом человек одинокий, не связанный ни с домом, ни с семьей. В словаре половецкого языка от1303 г. это слово упоминается и трактуется как "страж”, "конвоир”… Появившись в тюркском языке, слово "казак” приобретает значение "лично свободного, мужественного, независимого от официальной власти человека, защитника Украины и православной ее веры”.
Словарь русского языка С.И.Ожегова
1.В старину на Украине и в России член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства, активно участвовавших в защите и расширении государственных границ.
2. Крестьянин. Потомок этих поселенцев
( на Дону, на Кубани, на Тереке и в некоторых других местностях), а также боец воинской части из этих крестьян.
2 ГРУППА
2гр. Дома вы подбирали и эпиграфы и иллюстрации к уроку.
Ты, кого я избрал, всех милей для меня,
Сердца пылкого жар, свет очей для меня,
В жизни есть ли хоть что-нибудь жизни дороже?
Ты и жизни дороже моей для меня.
О. Хайам

В этом и есть наивысшая суть
Жизни, не знающей тлена,
Чтобы в глаза мог ты смело взглянуть
Людям, пришедшим на смену. В.Шлянский

3 ГРУППА
Вы подбирали крылатые выражения, афоризмы, пословицы, поговорки о Родине, ее защитниках, те, что наиболее верно иллюстрируют и доказывают основную мысль повести.
Я жить хочу, чтоб родине отдать
Последний сердца движущий толчок,
Чтоб я, и умирая, мог сказать,
Что умираю за Отчизну - мать.
М.Джалиль
Если кровь твоя за родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
М. Джалиль.

Победившие спят лучше побежденных.
Плутарх.
Отступающему неприятелю стоит строить золотой мост.
М. Кутузов.
…нет героев от рожденья.-
они рождаются в боях.
А.Твардовский.
Родина-мать, умей за нее постоять.
Один в поле не воин.
С родной земли - умри, не сходи.
Честь и доброе имя казака дороже жизни.
Погибай, а товарища выручай.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».7кл.
Группе учащихся было дано задание найти легенды, картины прозаические и поэтические произведения ,которые бы помогли лучше понять эпоху изучаемой баллады, ее героев и их поступки.
Евангельский рассказ
Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны Ироду с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. Увидев же звез ду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.



Поклонение волхвов, Сассетта. Фрагмент. Караван путешественников. На переднем плане Вифлеемская звезда.
- Что бы вы хотели получить в подарок от волхвов?

Репродукция картины В.Васнецова о «Повести временных лет».

«Борис Годунов” А.С. Пушкина
Еще одно, последнее сказанье,
И летопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду,
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые запишет он сказанья.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
- Что объединяет картину и строки трагедии?

О. ГЕНРИ « ДАРЫ ВОЛХВОВ »7кл.
Нашей творческой группе было дано задание
закончить новеллу от лица героя или автора.
Поисковая группа подбирала афоризмы о любви, так как это слово является ключевым в произведении.
Афоризмы:
1.Любовь есть склонность находить удовольствие в благе другого человека (Г.Лейбниц)
2.В браке соединенная пара должна образовывать как бы единую нравственную личность (И.Кант)
3.Любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Ее не приторгуешь на рынке и не выменяешь на золото (О.Уайльд)
4.Любовь – душа души. (Низами)
5.Любовь – это жизнь... От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее... Любовь – это сердце всего (В.Маяковский)
6.Любовь – как море. Ширь её не знает берегов. Всю кровь и душу ей отдай: здесь меры нет иной. ( Хафиз )
Наши сочинители составляли« СИНКВЕЙН»

Любовь
Истинная, вечная
Воодушевляет, чарует, воскрешает,
Жизнь во всем рождает
Солнце.

СТИХОТВОРЕНИЕ « Я…»
Я любовь
Согреваю теплом
Я любовь
Не надо много слов
Я любовь
Свое счастье увидала и весело ему сказала:
Я любовь
И во всем мире светло стало.

«СТИХОТВОРЕНИЕ ПО МЕТАФОРЕ »

Любовь – это яркое солнце,
Любовь – это майский мед,
Любовь – это запах в оконце,
Любовь похожа на хрупкий лёд.
Любовь – это легкая музыка,
Что в вальсе веселом кружится.

ТЕМА: « ЗДЕСЬ МАЛО УВИДЕТЬ, ЗДЕСЬ НАДО ВСМОТРЕТЬСЯ…». ПОНЯТИЕ ОБ ЭПИТЕТЕ. 5кл.

Инициативная группа получила задание подобрать стихи об осени и зиме разных поэтов и по возможности подобрать к ним иллюстрации.
К.Бальмонт « Снежинка»
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Такая чистая,
Такая смелая!
Дорогой бурною
легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая.
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
земли касается
Звезда хрустальная
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
- Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?
- Как передать эту смену настроения при чтении?
- Какой вы представили снежинку?



А.Фет
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина
Полная луна.
Свет небес высоких
И блестящий снег
И саней далёких
Одинокий бег.


И.Бунин
Лес, точно терем расписной,
 Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной
   Стоит над солнечной поляной

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев).

Категория: Разработки уроков
Просмотров: 1660 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск