Методические рекомендации к написанию изложения
Изложение – это вид творческой работы, в которой обучающиеся должны пересказать прослушанный им текст подробно или сжато, с
изменением или без изменения лица рассказчика.
Источник:
Сборник изложений для государственной итоговой аттестации по русскому языку: для общеобразоват. учеб. заведений с обучением на рус. яз.: 11-й кл. / сост. Л.В. Мельникова, Г.Н. Король, Т.Н. Путий и др. — К.: Центр учебно-метод. л-ры, 2014. — 191 с.
Объем изложений составляет от 400-450 слов.
Базовый уровень: 400-430 слов.
Профильный уровень: 430-450 слов.
При написании подробного изложения учащиеся пересказывают текст, сохраняя последовательность, логику развития действия оригинала,
употребляя при этом ту или иную систематическую конструкцию, иногда близко к тексту.
За изложение ставится одна отметка (общая за всё задание: изложение с творческим заданием), которая является средним показателем отметок за содержание и языковое оформление / грамотность работы.
Как проводится изложение
Учитель или преподаватель дважды медленно зачитывает текст.
Обучающимся предстоит передать содержание отрывка, по возможности близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности, иногда требуется озаглавить получившуюся работу.
Требования к изложению
Преподаватель дважды медленно зачитывает законченный по смыслу отрывок текста.
Обучающемуся же предстоит выполнить следующие операции:
Передать содержание отрывка, по возможности близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности.
Грамотно написать текст изложения, проверить работу.
Очень важно помнить: изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прослушано, а передать содержание как можно близко к тексту, не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому или научному).
Технология написания изложения
Во время чтения учителем или преподавателем текста необходимо сделать как можно больше рабочих записей (имена собственные, даты,
прямая речь и диалог, цифры и прочее в этом роде).
Во время слушания выявить тему и основную мысль. После этого можно составить план, другими словами, разбить текст на микротексты
и определить их микротемы.
Написать текст на черновике. Основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта.
Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы
сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы.
Проверка орфографии и пунктуации – важная часть работы.
Примерное распределение времени и последовательность выполнения работы на экзамене
Работа над изложением во время государственной итоговой аттестацией длится 210 минут.
Объём текста для подробного изложения – 400-450 слов.
На проведение экзаменационного изложения отводится три с половиной часа (с 9 до 12.30).
Первые десять минут носят организационный характер, когда вскрывается конверт, раздаются и подписываются проштампованные листы
для чернового и чистового вариантов.
Ход проведения письменного экзамена
Первое прочтение текста и его восприятие на слух.
Небольшая пауза (пять минут), сосредоточение на услышанном, наброски в виде записи ключевых слов, основной мысли, цепочки слов, фактов.
Второе прочтение текста учителем или преподавателем.
Написание черновика (план, который может быть выполнен в полном или сокращённом виде).
Редактирование чернового варианта (когда отмечаются трудные случаи, чтобы проверить написание слов в течение последнего часа перед
сдачей работы).
Выполнение работы набело (когда работа аккуратно переписывается с соблюдением красной строки, правильным членением текста и т.д.).
Самопроверка текста в течение последнего часа (около 60 минут).
Выпускник должен знать:
С помощью изложения проверяются коммуникативные знания и умения, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Варианты заданий
Вариант № хххх
Напишите подробное изложение текста «Лес» (№ 131. – С. 168-169).
Сборник изложений для государственной итоговой аттестации по русскому языку: для общеобразоват. учеб. заведений с обучением на рус. яз.:
11-й кл. / сост. Л.В. Мельникова, Г.Н. Король, Т.Н. Путий и др. — К.: Центр учебн.-метод. л-ры, 2014. — 191 с.
Творческое задание.
Опишите свой любимый уголок природы, включив в свой рассказ размышления о фразе Ралфа Уолдо Эмерсона о том, что «природа – вечно
изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остаётся сама собой».
Вариант № хххх
Напишите подробное изложение текста «Вертушинка» (№ 135. – С. 173-174).
Творческое задание.
Опишите свое любимое место отдыха.
Вариант № хххх
Напишите подробное изложение текста «Тропа длиною в лето» (№ 136. – С. 174-175).
Творческое задание.
Расскажите о своем хобби.
Вариант № хххх
Напишите подробное изложение текста «Лебеди» (№ 140. – С. 179- 180).
Творческое задание.
Расскажите о повадках какого-либо животного или птицы.
Вариант № хххх
Напишите подробное изложение текста «Ландыш» (№ 142. – С.181-182).
Творческое задание.
Расскажите о растениях, которые характерны для вашего края. Какие из них являются лекарственными?
Перейдя по ссылке, просмотрите сборник изложения ГИА.
|